Новый ответ старым проблемам

, , , , , , ,

С увеличением роли Китая в мировой политике Азиатско-Тихоокеанский регион привлекает все больше внимание. В 2010 году США объявили о своем «тихоокеанском веке», меняя приоритеты в  своей внешней политике. При этом примерно в это же время появилась другая концепция для восприятия региона – ИТР (Индо-Тихоокеанский регион). Разница между двумя концепциями (АТР и ИТР) заключается в определении роли Индии и места Австралии в региональной политике.

В конце 2017 года интерес к геополитической концепции ИТР усилился В первую очередь из-за растущего экономического и политического потенциала Китая.  Проведение Пекином жесткой линии в территориальном вопросе оносительно Южно-Китайского моря, реализация проекта «нить жемчуга», пограничный конфликт на плато Доклам, итоги XIX съезда КПК, официальный переход в своей внешней политике к более «решительной и напористой дипломатии» – все это вызывает у США и их союзников достаточно сильные опасения, подталкивает к более активным действиям.

Практическим воплощением концепции ИТР является состоявшаяся 12 ноября четырехсторонняя встреча США-Индия-Япония-Австралия, где стороны договорились о сотрудничестве в «свободном, открытом, процветающем и инклюзивном Индо-Тихоокеанском регионе». К тому же, за последние три месяца можно проследить тенденцию сохранения политики США и Австралии в данном направлении. В декабре 2017 года президент США представил новую Стратегию Национальной безопасности, где Китай объявляется ревизионисткой державой, угрожающей США наряду с Россией. К тому же КНР обвиняется в намерении «сделать мировую экономику менее свободной и честной, увеличить свой военный потенциал, установить контроль над информацией, подавить их собственные общества и продвинуть их интересы». В январе, в новой Национальной Оборонной Стратегии, опубликованной Пентагоном, КНР относят к стратегическим противникам.

Продолжением антикитайской политики является одобрение Конгрессом США законопроекта по Тайваню, поощряющий взаимные визиты чиновников всех уровней, в том числе на самом высоком уровне, что нарушает принцип «одного Китая». Стоит заметить, что одобрение законопроекта произошло на следующий день после встречи Рекса Тиллерсона и Ян Цзечи, который является одним из топовых китайских политиков и входит в круг приближенных к Си Цзиньпиню людей. Это, без сомнения,  является определенным сигналом США по отношению к Китаю и дипломатическим «неуважением», учитывая остроту тайваньского вопроса для КНР.

Так же стоит упомянуть, что в начале февраля президент Трамп назначил нового посла США в Австралии, им стал Харри Харрис, глава Тихоокеанского командования. Адмирал Харрис является сторонником активной политики США в Азии, приверженец жесткой позиции по отношению к КНР, выступает за концепцию «Индо-Тихоокеанского региона».

На ряду с этим в Австралии проводится активная антикитайская публичная политика, направленная против вмешательства КНР во внутригосударственные дела с помощью инструментов «мягкой силы». Обвинениям подвергаются китайские студенты, институты Конфуция, профессорско-преподавательский состав, бизнесмены из Китая или имеющие китайское происхождение. «Антикитайская истерия» дошла до того, что премьер-министр Малкольм Тернбулл объявил о серии предлагаемых законов об ограничении иностранного влияния на внутреннюю политику Австралии.

Индия и Япония, по сравнению с Австралией и США, в своих действиях по отношению к КНР не прибегают к резким шагам. Такая позиция вполне соответствует их принципам во внешней политике, но у этих стран слишком много острых разногласий, имеющих долгую историю, которые могут разгореться с новой силой в любой момент. Летние события, связанные с плато Доклам – яркое тому доказательство. Индии и Японии, в условиях возвышения Китая и нарушения геополитического баланса в Азии, необходимо принимать меры для защиты собственных интересов. Сотрудничество с США и его союзниками (например, через ИТР) является одним из шансов добиться последнего.

Помимо китайского аспекта создание нового политико-экономического региона (ИТР) затрагивает и другие интересы Индии, США, Японии и Австралии.

Для администрации Трампа – это отличный ход для дифференциации от концепции внешней политики Б.Обамы, создание новой повестки; также расширение геополитического региона в сторону Индийского океана позволяет ввести новых игроков, которые будут «размывать» влияние Китая (в первую очередь это касается Индии), а также это шанс усилить положительное «сальдо» в отношениях с правительством Н.Моди.

Для Японии и Австралии, несомненно, выгодна активизация и усиление США, их главного союзника, в регионе. К тому же, для австралийского континента образование ИТР – это шанс перестать быть периферией АТР и занять более централизованное место в новом объединение. Австралийские исследователи выступают одними из главных разработчиков идей ИТР и выпускают достаточно много аналитических материалов на данную тематику.

Для индийской стороны также есть дивиденды от возможного образования нового геополитического пространства. Во-первых, такое объединение позволяет Индии выступить «асимметричным ответом на китайскую стратегию »нить жемчуга»». Во-вторых, «расширение» АТР до Индо-Тихоокеанского региона позволяет разрешить вопрос с отсутствием членства Индии в АТЭС, который достаточно больно бьет по самолюбию последней.

Таким образом, заявления и дальнейшие действия США, Австралии, Индии и Японии по поводу Индо-Тихоокеанского региона можно рассматривать в качестве готовности прикладывать усилия к формированию нового геополитического пространства, которое в первую очередь направлено против «китайской угрозы», несмотря на все обратные заявления. У всей четверки стран есть свои опасения, связанные с усилением мощи Китая, поэтому в интересах каждой из них будет создание нового искусственного политико-экономического региона, создающего противовес КНР.

Арина Роот,

студентка магистратуры факультета политологии ГАУГН,

специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ

Все новости