Достаточно технический вопрос с «посольскими дачами» РФ в США стал серьезным раздражителем в отношениях двух государств: на минувшей неделе дипломаты по-прежнему не смогли прийти к соглашению. Между тем вскоре официальное назначение в Москву должен получить Джон Хантсман, который придет на смену нынешнему американскому послу Джону Теффту. Европа «бурлит» сразу на двух флангах: Британия и Европейский Союз безуспешно пытались договориться об условиях Brexit, а Польша из-за своей судебной реформы рискует лишиться права голоса в ЕС. Взаимоотношения двух Корей вновь повисли в воздухе.
-
Встреча замглавы МИД РФ Сергея Рябкова и замгоссекретаря США Томаса Шеннона
Обмен мнениями двух дипломатов в режиме реального времени планировался достаточно давно, однако состоялся лишь в середине прошедшей недели. Лейтмотивом встречи стал вопрос возвращения России ее дипломатической собственности (загородных дач для работников российских загранучреждений в Нью-Йорке и Вашингтоне), изъятой в качестве санкционной меры к России предыдущей американской администрацией. Результаты переговоров к подвижкам в позициях двух стран не привели: Россия не хочет (и не понимает, почему должна) идти на уступки Америке, Вашингтон не способен вернуть Москве ее недвижимость без уступок со стороны последней.
Достаточно остро прокомментировал ситуацию Сергей Лавров: «Как это так: отобрать собственность, которая закреплена [за Россией – прим.] двусторонним межправительственным ратифицированным документом? А чтобы ее вернуть – действуют по принципу “что мое – то мое, что твое – то поделим”. Так люди себя не ведут приличные и воспитанные».
Портал образовательной программы по политологии PolitIQ подробно разбирал «дачную» проблему здесь.
-
Новый раунд переговоров Лондона и Брюсселя об условиях Brexit
Правительство Терезы Мэй, не получившее «оглушительной» победы на последних парламентских выборах, пока безуспешно пытается договориться с Европой о выгодных для Британии условиях «развода».
Перед началом встречи с главным переговорщиком ЕС по условиям Brexit Мишелем Барнье профильный британский министр Дэвис Дэвис заявил: «Пришло время приступить к работе и сделать эти переговоры успешными». Однако реализовать этот лозунг на практике пока не удалось: основные споры идут вокруг прав граждан и выплаты Лондоном в европейский бюджет порядка 100 млрд евро, что вызывает особое негодование в британской столице.
Тем временем остается и много других сложных вопросов, способных серьезно затруднить ход переговоров. Например, на этой неделе Соединенное Королевство объявило о намерении вернуть в ЕС радиоактивные отходы, отправленные в Британию для переработки.
Между тем, прежде чем договариваться с европейскими чиновниками, британским политикам было бы неплохо выработать единую позицию по самым важным пунктам: «мягкий» или «жесткий» вариант Brexit нужно выбрать, что делать с ирландской границей и так далее. Пока же, остается лишь признать: единой позиции как не было, так и нет.
-
Реформа польского Верховного суда может лишить Варшаву голоса в ЕС
В конце прошлой недели депутаты Сейма приняли поправки к закону о Национальном совете юстиции (НСЮ) и к закону о работе всеобщих судов, чем вызвали шквал критики из Брюсселя. Первый вице-президент Европейской комиссии Франц Тиммерманс так прокомментировал стремление польских парламентариев реформировать органы судебной власти: «Эти законы значительно повышают угрозу верховенству права в Польше. Каждый отдельный закон, в случае принятия, серьезно подорвет независимость польских судов».
Президент Польши Анджей Дуда не стал подписывать принятые парламентом законопроекты, предложив назначать членов НСЮ не простым большинством (что привело бы к монопольному положению в этом вопросе правящей партии), а тремя пятыми голосов. Однако и в таком виде инициативы Варшавы Брюссель не устраивают.
В том случае, если европейским и польским властям не удастся прийти к консенсусу, Брюссель может начать процедуру активации статьи 7 Договора о Европейском Союзе, в результате чего Польша лишится голоса в ЕС. Такого исхода, надо полагать, не хотелось бы не только лидерам Европы, но и тем более лидерам Польши. В комментарии газете «Коммерсант» эксперт Игорь Грецкий заявил: «Членство в ЕС — безусловная ценность для польского общества». Хотя бы поэтому, стоит предположить, что компромисс между Варшавой и Брюсселем гораздо более ожидаем, чем его отсутствие.
Кратко о других событиях недели:
-
Президент Трамп предложил утвердить Джона Хантсмана на должности посла в России.
В минувший вторник об этом сообщил Белый дом. Хантсман был губернатором штата Юта, американским послом в Китае и Сингапуре. Его кандидатура обсуждалась американским и российским президентами на их первой встрече в Гамбурге. Примечательно, что во время избирательной кампании г-на Трампа Хантсман «хотел бы видеть кандидатом [на пост президента США – прим.] нынешнего вице-президента Майкла Пенса».
-
Южная Корея предложила провести переговоры с КНДР.
Об этом в начале недели сообщила газета New York Times. Корейский полуостров продолжает вызывать обеспокоенность мирового сообщества: участившиеся ракетные и ядерные испытания КНДР провоцируют жесткую реакцию Японии и США, установившим в Республике Корея противоракетные комплексы THAAD. Мирные инициативы нового корейского президента Мун Чжэ Ина пока остаются без внятного ответа из Пхеньяна.
-
Дональд Трамп объявил о прекращении поддержки секретной программы ЦРУ, направленной на помощь сирийской оппозиции.
В четверг об этом рассказала Washington Post. Достаточно резко на эту инициативу отреагировал директор ЦРУ Майк Помпео, заявивший: «Москва не планирует уходить из Сирии, а ее вклад в борьбу с терроризмом – минимален». Таким образом, часть американского истэблишмента вновь показала, что воспринимает сирийский кризис через призму либо уступок России, либо давления на нее.
Между тем, стоит напомнить, что спонсируемая Вашингтоном сирийская оппозиция оказалась совершенно недееспособной на поля боя с исламистами (в отличие, например, от курдов). Столь же неэффективной она оказалась и как «таран» против режима Асада. Именно поэтому, как правильно заметил Максим Юсин, «решение Дональда Трампа логично и вписывается в его концепцию прагматичной внешней политики».
Подготовил специально для проекта PolitIQ Роман Колесников
Все новости