Первая неделя сентября стала «бенефисом» государств Востока: проходили саммит БРИКС в Сямене и ВЭФ во Владивостоке. Террористы в Сирии потерпели еще одно поражение. Весь мир думает, как решить северокорейскую проблему, и не знает. Аналогично и с мусульманами рохинджа в Мьянме, против которых местные власти продолжили антитеррористическую операцию.
-
«Поворот на Восток»: завершились саммит БРИКС и форум ВЭФ
Встреча лидеров глав пяти государств, которых в свое время (частично) «объединил» аналитик Goldman Sachs Джим О’Нил, проходила в китайском городе Сямень с 3 по 5 сентября. Повестка была привычной: ситуация в мировой экономике, региональные конфликты и национальная безопасность. Принятая по результатам саммита Сяменьская декларация насчитывает 71 пункт. Среди них Washington Post выделил «обеспокоенность» активизацией двух структур: сети боевиков под начальством Сираджуддина Хаккани в Афганистане, а также Исламского движения Восточного Туркестана (террористической организации, запрещенной во многих странах мира), которое обвиняется Пекином в разжигании беспорядков в Синьцзян-уйгурском автономном районе.
С 6 по 7 сентября происходило другое крупное событие: Восточный экономический форум (уже третий по счету). По его итогам ответственный за Дальний Восток вице-премьер Юрий Трутнев сделал заявление, способное впечатлить: «На полях форума, по сегодняшним подсчетам, заключено 217 соглашений на сумму порядка 2,5 трлн рублей». Не впечатлился китаист Александр Габуев, нанеся серьезный удар по оптимистичным перспективам всего одной фразой: «соглашения далеко не всегда обязательно исполнять». А потом и вовсе едко «добил»: «Азиатскому же бизнесу пока выгоды российского Дальнего Востока не столь очевидны, чтобы осваивать площадку, где за пять лет не могут достроить два пятизвездных отеля».
-
Официальный Дамаск порадовался и огорчился
Армия президента Сирии Башара Асада с помощью российских ВКС смогла опередить умеренную оппозицию и прорвала блокаду города Дейр-эз-Зор, в котором находится до 90 тыс. мирных жителей. Об этом 5 сентября сообщила французская Le Monde.
Источник газеты «Коммерсант» рассказал подробности подготовки к этой операции. По его словам, операция готовилась с середины августа, при этом были уничтожены сотни террористов. В результате же самого наступления на бывший более двух лет в плену у террористов город был уничтожен сбежавший из Таджикистана полковник ОМОНа и «главный по войне» в ИГ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ) Гулмурод Халимов.
На этом фоне актуализировать участие Франции в разрешении сирийского конфликта попытался президент Макрон, предложив созыв международной контактной группы в Нью-Йорке на полях предстоящей Генеральной ассамблеи ООН. Однако глава французской дипломатии Жан-Ив Ле Дриан заочно «одернул» лидера страны. Последний назвал идею Эммануэля Макрона «задачей не самого близкого будущего» и очертил круг предварительных условий для начала работы новой контактной группы, среди которых полный запрет химоружия в Сирии.
И хотя «полный запрет» должен был произойти еще в 2013 году, в ООН этому не верят. Уже на следующий день после успеха под Дейр-эз-Зором Financial Times обнародовала данные доклада ООН, согласно которому сирийская армия с начала гражданской войны 27 раз использовала химическое оружие (и после 2013 года в том числе).
Никакой ангажированности. Ведь участников «американской» коалиции авторы исследования тоже «не похвалили».
-
Северная Корея «просит о войне»
Так считает посол США в ООН Никки Хейли. Выход из ситуации, вспоминая историю, предлагает экс-министр иностранных дел РФ Игорь Иванов: «рассуждения о том, что ядерная проблема КНДР не имеет политического решения, фактически означают, что у проводников такой позиции по какой-то причине просто нет желания искать такие решения или работать над их реализацией». Впрочем, такой подход известен. И в целом с ним согласна и американская сторона. Хоть и угрожает прекратить торговлю со всеми, кто торгует с КНДР. А это в первую очередь Китай.
Стоит напомнить, что пока зависимость политического решения от усиления санкций не доказана. Скорее даже противопоказана (на примере с Ираном).
Мировые державы, все как одна, говорят о «неприемлемости» силового решения корейского вопроса. Угрозы «военного ответа» американского президента Трампа не в счет: вероятность их реализации остается достаточно низкой ровно до тех пор, пока северокорейская ракета не упадет где-нибудь рядом с США. Или в самих США.
Сложившейся ситуацией предлагает воспользоваться корреспондент «Коммерсанта» Максим Юсин: «Москва же может <…> попытаться сыграть роль посредника, коммуникатора, укрепив свои позиции в регионе и в мире. Для этого есть только одно предварительное условие — вести себя в унисон с мировым сообществом, а не наперекор ему».
-
Меркель сохраняет преимущество
Об этом свидетельствуют результаты дебатов недельной давности между действующий канцлером Ангелой Меркель и ее основным соперником – лидером социал-демократов Мартином Шульцем. Глава правительства победила с преимуществом в 20%.
В минувший вторник Меркель выступала в Бундестаге, описывая свои намерения на будущее (канцлерское, разумеется). Развитие науки, увеличение оборонного бюджета, мирной решение корейского кризиса, само собой.
И несмотря на то, что сегодня утром г-жу канцлер обвинили в превышении полномочий, а за пять дней до этого на предвыборном митинге закидали помидорами, опросы сулят партии Меркель победу. Основная интрига – кто станет партнерами христианских демократов по парламентской коалиции: социал-демократы или «свободные демократы»?
-
Мусульман и буддистов мир не берет
В Мьянме продолжается кризис вокруг мусульман рохинджа. Официальный Нейпьидо (столица Мьянмы) заявил о продолжении антитеррористической операции, число беженцев уже превысило 100 тыс. человек.
Причины и история конфликта подробно разбирались в статье на портале PolitIQ Политология.
Подготовил специально для Образовательного проекта по политологии PolitIQ Роман Колесников
Все новости