Каталония – слово, которое в России привыкли ассоциировать с отдыхом, приобрело в минувшие дни яркий «референдумно-политический» оттенок с элементами противостояния с полицией. Прошлая неделя отметилась еще одним важным плебисцитом – курдским. Между двумя волеизъявлениями двух разных народов Ангела Меркель примерялась к новой политической реальности в Германии.
-
Каталония сказала «да»
И оказалась в шаге от провозглашения своей независимости от Испании.
Сегодня утром стали известны результаты каталонского референдума о независимости от 1 октября. Убедительную победу одержали граждане, поставившие в бюллетенях галочку напротив слова «sí»: за отделение Каталонии от Испании проголосовали 90% участников пребисцита (более 2 млн человек). Кстати, с бюллетенями возникли сложности, да и само голосование проходило «под опекой» полиции. По словам представителя местного правительства Жорди Туруля, от действий органов правопорядка пострадали сотни человек. «Горячие» фотографии и видео с места событий практически в режиме non stop передавал блогер Илья Варламов.
Подобный исход (с применением резиновых дубинок) был предрешен. Мадрид заявлял о неконституционности референдума, Барселона говорила о демократии и праве на самоопределение. Центральное правительство слишком долго не шло на уступки и не использовало европейский опыт. В результате, как верно заметил обозреватель «Коммерсанта» Максим Юсин, «Мадрид попал в капкан, расставленный каталонскими сепаратистами», и время теперь работает на последних.
Хочется верить, что в рамках (пока еще) единой Испании Мадрид и Барселона договорятся мирным путем и «развода» не случится. Для первой четверти XXI века внутриевропейские границы менялись и так слишком часто.
-
Курдам надоела автономия
Неделей ранее в Иракском Курдистане произошел схожий по сути с каталонским референдум – о независимости. Правда, с другими условиями. В том числе начальными. Так, иракские курды по факту уже во многом получили свою независимость: автономия Эрбиля (столицы Иракского Курдистана) от Багдада включает в себя самостоятельное распоряжение нефтяными доходами и собственные вооруженные формирования (пешмерга). Однако, вековые чаяния курдского народа о собственном государстве не остались забытыми.
С итоговым результатом 93% иракские курды заявили о своем праве на самостоятельное государство, что, разумеется, не привело в восторг ни одно из государств региона. Район преимущественного проживания курдов помимо Ирака включает в себя также Иран (где в 1946 году ненадолго была создана Курдская Мехабадская республика), Сирию и Турцию. Последняя, к слову, отказывала «своим» курдам не только в праве на государство, но и на то, чтобы быть отдельным народом (впрочем, курды в «горных турков» так и не превратились).
Позиция российского МИДа максимально сдержанна: «Исходим из того, что все спорные вопросы, существующие между федеральными властями Ирака и руководством Курдского автономного района, могут и должны решаться на путях конструктивного и уважительного диалога, призванного выработать взаимоприемлемую формулу сосуществования в рамках единого иракского государства». Курды поставили перед США и Россией непростую задачу: у каждой страны особенные отношения и с Багдадом, и с Эрбилем, портить которые – упустить нечто существенное.
Успокаивает одно. На данный момент о независимости никто не объявлял. Ящик с конфликтами под названием «Ближний Восток» вновь открыли, но ворошить внутри пока ничего не стали. Хотя повод есть: народ ведь «за».
-
Померкнет ли победа?
На минувшей неделе Ангела Меркель принимала поздравления. Христианские демократы на пару с ХСС из Баварии вновь одержали победу на парламентских выборах. Таким образом, г-жа канцлер будет занимать свой высокий пост, по крайней мере, не меньше своего политического наставника Гельмута Коля.
Под вопросом остается архитектура коалиции. Социал-демократы под предводительством Мартина Шульца (который, несмотря на «косые взгляды» из-за низкого результата партии, в отставку уходить не стал) превратились в главную оппозиционную силу. Этот шаг позволил предотвратить по немецким политическим меркам «непоправимое»: переход должности вице-спикера Бундестага представителю популистской «Альтернативы для Германии».
Хотя «непоправимое» все равно случилось. АдГ набрала 13% голосов избирателей – третий результат. Такое волеизъявление спровоцировало «сознательных» граждан на митинг: протестовать против правой партии пришли сотни человек.
Теперь в Германии популярна Ямайка. Но не потому, что после напряженных выборов немецкие политики улетели отдыхать на Карибское море (это скорее история про некоторых депутатов российских заксобраний). Цвета новой (предполагаемой) парламентской коалиции совпадают с цветами флага Ямайки (ХДС/ХСС – черный цвет, «свободные демократы» – желтый и «зеленые»). Переговоры продолжаются.
Специально для Образовательного проекта по политологии PolitIQ подготовил Роман Колесников