Главные события мировой политики за прошлую неделю 

, , , , , , ,
Вопрос с «посольскими дачами» РФ в США. Кого назначат в качестве нового американского посла Москве? Европа «бурлит» сразу на двух флангах. Взаимоотношения двух Корей вновь повисли в воздухе. И другие новости мировой политики

Испано-каталонская «мелодрама-развод» закончилась холодной неопределенностью. Чего нельзя сказать о перспективах международного соглашения по Ирану. Вашингтон вновь «порадовал» Тегеран изрядной порцией обвинений и угроз. На этом американский дипломатический антибенефис не закончился: Штаты объявили о своем выходе из ЮНЕСКО. 

  • И это все? 

Разве мог возникнуть другой вопрос в головах у тысяч сторонников каталонской независимости, собравшихся в минувший вторник на площади перед Женералитетом?

Президент (то ли автономии, то ли уже государства) Карлес Пучдемон хоть и превратился из журналиста в политика, но старых навыков не потерял. То есть был многозначителен и не однозначен. При этом одновременно.

От главы Каталонии ждали только одного – официального провозглашения независимости. Начало было хорошим и ожидаемым. Пучдемон объявил, что «наделен мандатом народа» провозгласить независимость. «Каталония будет независимым государством в форме республики», – добавил на тот момент главный ньюсмейкер Иберийского полуострова. Аплодисменты.

Правда, ликование длилось не долго, ведь спикер продолжил говорить (зачем?).

«Этот конфликт можно разрешить в согласии», – этими словами Карлес Пучдемон лишил себя согласия с многими каталанцами. Ведь означали они ровным счетом одно: народное голосование подарило нам фьючерс на независимость, а когда мы его обналичим… Фьючерсы, кстати, обычно не обналичивают, а перепродают.

Главная интрига недели не превратилась в главное политическое событие года в Европе. Сказать, что такой исход был неожиданным – конечно же, сродни некоторому лукавству.

Во-первых, явка на референдуме о независимости составила 42%. Не так мало, но и не настолько много, чтобы выкрикнуть: Каталония единым фронтом за независимость! На днях мэр Барселоны Ада Колау это отчасти подтвердила, высказавшись против независимости.

Во-вторых, Европа радостно заключать в свои объятия независимую Каталонию не стремится. Политолог Татьяна Русакова подчеркивает: «Они (страны ЕС – прим.) отдают решение по вопросу независимости Каталонии на откуп метрополии, считая это внутренним делом отдельного государства и ссылаясь на необходимость следовать букве закона, который признаёт только единую и неделимую Испанию. Добиться противоположного у правительства Каталонии пока не получилось».

Наконец, в-третьих, как насчет падения уровня жизни? И это только одна из будущих экономических неурядиц, с которыми может столкнуться независимая Каталония. Об этом предупреждает журналист Максим Юсин.

Как это часто бывает, подготовка к важному событию по накалу эмоций превзошла само событие. Каталонцам так и хочется подсказать: вооружайтесь! Впрочем, делать так нельзя. Еще один конфликт как еще один острый укол в тело «старушки» Европы никому не нужен. Поэтому крайне желательно, чтобы испанцы, каталанцы и безликое международное сообщество запаслись всеми дипломатическими навыками и научились слышать друг друга.

  • А Трамп против 

Конечно же, Ирана. На минувшей неделе Дональд Трамп обнародовал новую антииранскую стратегию: условия сделки с Исламской республикой от 14 июля 2015 года пересмотреть, против военно-политического руководства санкции ввести. Редкую поддержку вне Штатов на этом поприще оказал Трампу Биньямин Нетаньяху. «Решение президента Трампа позволяет скорректировать ядерные договоренности и остановить растущую агрессию Ирана в регионе», – объяснил свою позицию израильский премьер.

Иранское руководство ответило целой россыпью почти что афоризмов. Президент Роухани заявил: «Ни Трамп, ни десять других Трампов не смогут свести на нет безоговорочные преимущества Совместного всеобъемлющего плана действий». Глава Корпуса стражей иранской революции (КСИР) Мохаммад Али Джафари пригрозил относиться к американским военным как к террористам. Спикер парламента Али Лариджани был проще и рассказал о последующем «четком и ясном ответе».

Последствия американо-иранской перепалки могут «выйти боком» всем. Помимо понятной напряженности с Ираном есть еще одно обстоятельство. Северокорейская проблема, решить которую на фоне действий аля «снимаем санкции/нет, сделка плохая – не снимаем санкции» будет еще сложнее.

  • Никакого больше ЮНЕСКО 

Решили в США и объявили о своем выходе из организации с 31 декабря 2018 года. Позиция, «глубокое сожаление» которой выразила и гендиректор ЮНЕСКО и дипломаты других стран, основана на «трех китах».

Во-первых, у Вашингтона выросли задолженности по членским взносам перед ЮНЕСКО. Во-вторых, организация нуждается в реформе. И, в-третьих, антиизраильские действия упомянутой ооновской организации. Такое ощущение, что первые две причины – «для прикрытия».

Израиль прекратил сотрудничество с ЮНЕСКО приблизительно год назад, когда последняя приняла резолюцию об особой связи ислама с Иерусалимом (по версии Израиля, между прочим, столицей Израиля) без упоминания роли евреев.

Представляется, что резкий шаг Штатов продиктован в первую очередь поддержать еврейское государство. Трамп американское посольство ведь из Тель-Авива в Иерусалим до сих пор не перенес, хотя и обещал…

К слову, Израиль тоже выходит из ЮНЕСКО.

Специально для Образовательного проекта по политологии PolitIQ подготовил Роман Колесников

Все новости