Главные события мировой политики за прошлую неделю 

, , , , , ,
Вопрос с «посольскими дачами» РФ в США. Кого назначат в качестве нового американского посла Москве? Европа «бурлит» сразу на двух флангах. Взаимоотношения двух Корей вновь повисли в воздухе. И другие новости мировой политики

Начало месяца спровоцировало американского президента на решительные действия. Обсудить корейский вопрос, продать оружие и провести переговоры с одним из самых влиятельных лидеров мира – всем этим Дональд Трамп будет заниматься не как обычно (то есть по телефону), а в ходе своего рекордного по продолжительности азиатского турне. К рекордам не стремятся коспонсоры астанинского формата переговоров о будущем Сирии. Помирить враждующие стороны – главная задача венских, женевских, астанинских и каких бы то ни было дискуссий. Миролюбивее, чем кажется европейцам и американцам, оказалась и российская внешняя политика: Москва не станет понижать уровень своего представительства при НАТО.

  • Много красных дорожек, мало содержания

Сторонящийся правил бизнесмен-строитель, пожелавший сделать свою страну снова великой, решил, что он засиделся в своем tower’е (только уже не в Нью-Йорке, а в Вашингтоне). 11-дневное путешествие по странам Азии – отличный способ «размяться» и привезти домой «маленькие» победы, способные хотя бы на недолгое время отвлечь едкий истеблишмент от проступков человека по фамилии Манафорт.

Гавайи–Япония–Южная Корея–Китай–Вьетнам–Филиппины. За организацию такой поездки сотрудникам службы протокола Белого дома, очевидно, нужно будет выдать премию!

В Стране Восходящего Солнца американский президент в присущей ему манере сделал сразу два громких заявления. Первое. Япония закупит у США вооружение и сможет «с легкостью» сбивать северокорейские ракеты. Второе. «Проведение запрещенных ядерных испытаний, пуски ракет, которые пролетают над Японией, угрожая безопасности мирного населения — США больше не будут терпеть такого поведения», – пригрозил Дональд Трамп «человеку-ракете» Ким Чен Ыну.

Сбивать ракеты «с легкостью», конечно же, никто не умеет. Ни японцы, ни даже северокорейцы. Что уж там говорить, за всю историю «холодной войны» две главные противоборствующие державы много ракет друг у друга «понасбивали»? Или повода не было? Люди, которые тогда в экстренных ситуациях не нажали ту самую «красную кнопку» со временем превратились в героев еще и потому, что никакой «легкости» в сбивании ракет противника не существует в принципе.

«США не будут терпеть такого поведения», как же. Сейчас уже точно, или пару дерзостей в исполнении Центрального телеграфного агентства Кореи еще можно будет простить? Фамилию Трамп, пожалуй, уже можно превратить в имя нарицательное. И навешивать этот ярлык на тех политиков, которые говорят (обещают) заведомо неисполнимые вещи. (Получается, все политики – «трампы»?)

У одного дома все хорошо, у другого – не очень. Это о стартовых позициях в переговорах только что укрепившего свою власть Си Цзиньпина и подвергнувшегося очередным нападкам со стороны Конгресса Дональда Трампа. Тем не менее результаты американо-китайской встречи могут порадовать американского лидера: торговля – не политика.

Если вдруг вы не следите за новостями мировой политики (но тем не менее читаете этот текст), то не переживайте: о саммите АТЭС во Вьетнаме вы узнаете из ленты ВК, Instagram и YouTube. Ведь несколько новых рукопожатий Путина и Трампа не могут не попасть в тренды, так? И, конечно, как это принято говорить после Гамбурга: важен уже сам факт встречи. Про вопрос с посольскими дачами даже вспоминать больно.

Видео с миллионами просмотров, банкеты с деликатесами и красные ковровые дорожки. Много шоу. Таким, наверное, и будет главный итог дипломатического марафона Трампа. Хотелось бы чего-нибудь другого, но во что-нибудь другое верится с трудом.

Череда визитов закончится в Маниле, у президента Дутерте. Тут за Трампа можно не беспокоиться. Оба лидера считают Обаму «дурачком», любят предпринять меры порадикальнее… В общем, найдут общий язык.

  • После семи пора на конгресс

Семь раундов переговоров по Сирии в Астане. Четыре зоны деэскалации. Три страны-посредника. Бессчетное количество сирийских группировок. Которым, по предложению президента Путина, пора на «Конгресс народов Сирии» в Сочи (видимо сирийцы должны пропитаться энергетикой только что завершившегося Всемирного фестиваля молодежи, объединиться и заново построить люб…, то есть саму Сирию).

Российский МИД пригласил на новую площадку представителей всех направлений сирийской оппозиции, а также курдов. Конгресс назначен на 18 ноября, и относительно реального состава участников пока никакой определенности нет. Свое «против» ожидаемо высказали члены эр-риядской группы, Запад тоже не в восторге. По словам востоковеда Василия Кузнецова, «делегатам предложат выпустить некое совместное коммюнике, либо будет важен сам факт проведения такого мероприятия (Конгресса – прим.)».

Тем временем, вроде как убитый Абу Бакр аль-Багдади вроде как воскрес и уехал в Сирию на «желтом такси». Видимо, сразу в «желтый дом»; от такого количества информации о собственной смерти даже лидер террористов с ума сойдет.

  • Вернуться спустя 15 лет

В постпредство России при НАТО придется директору департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрею Келину, занимавшему пост заместителя постоянного представителя с 1998 по 2003 гг. Келин предположительно сменит Александра Грушко, который станет заместителем министра иностранных дел России по европейскому направлению.

Несмотря на многократные заявления Сергея Лаврова о принципе взаимности в дипломатии, понижать уровень своего представительства при штаб-квартире НАТО Москва не спешит. Не случилось этого ни во время вынужденного сокращения более половины персонала при постпредстве (когда НАТО объявило 38 сотрудников миссии шпионами), ни во время прекращения полномочий главы информбюро альянса в России Роберта Пшеля, на замену которому никто так и не приехал.

А жаль.

Совет Россия–НАТО сохранился по форме, и если сравнивать его со слуховым аппаратом, то доносит он только шумы – перепалки между дипломатами. Дефицит хороших новостей – главный тренд мировой политики.

Роман Колесников, политолог,
специально для Образовательного проекта по политологии 
PolitIQ 

Все новости