В декабре 2017 стало известно о принятом решении перенести второй пленум XIX съезда партии (九十届二中全会) на более ранний срок, с конца февраля на 18 января. С чем связана такая поспешность и почему нельзя было подождать один месяц?
Общеизвестно, что китайская внутренняя политика и политическая борьба остается сложно доступной не только наблюдателей, но и зачастую для профессионалов и экспертов, вынужденных работать с косвенными выводами и сигналами. Ряд таких «намеков» за последние два месяца указывают, что несмотря на успехи Си Цзиньпина (习近平) в Китае продолжается конфликт различных группировок и групп влияния.
Конец 2017 года подтвердил тенденцию на дальнейшую централизацию власти в Китае. В ноябре в Пекине совершил самоубийство член Центрального военного совета (ЦВС) (中央军事委员会) генерал-полковник народно-освободительной армии Китая (НОАК) Чжан Ян (张阳), курировавший всю политработу в НОАК. Источники сообщали, что генерал был напрямую связан с уже арестованными зампредами ЦВС Го Босюном (郭伯雄) и Сюй Цайхоу (徐才厚). Они также подозреваются в коррупции. По поводу смерти Чжан Яна в официальной газете НОАК написали следующее: «он казался честным офицером, но на деле был человеком без моральных принципов». В одной из крупнейших газет КНР South China Morning Post (SCMP) отмечали, что генерал Чжан и его приближенные скорее всего оказались проигравшими во внутриполитической борьбе в преддверии XIX съезда партии. Кстати, с декабря все служащие китайской армии (от рядового до генералов) обязаны читать новую книгу председателя Си Цзиньпина для большего понимания идей Си для социализма в новую эпоху.
С самого первого дня нового 2018 года продолжилась тенденция на укрепление власти Си. Вооруженная полиция КНР от правительства перешла под контроль ЦВС, то есть лично Си. Поправки «для абсолютного контроля компартии над вооруженными силами» и осуществления этой реформы были внесены в конституцию по итогам XIX съезда.
Не была определена роль правой руки и очень важного человека для Си Вана Цишаня (王岐山), который по достижению возрастного ценза (68 лет предельный возраст на момент выборов, Вану — 69), не имел полномочий работать далее в Постоянном Комитете Политбюро ЦК КПК (традиция негласная). По информации в китайской прессе Ван продолжил присутствовать на собраниях постоянного комитета без права голоса. SCMP пророчила ему символический пост вице-председателя КПК, не имеющего под собой каких-либо реальных полномочий (но ведь все можно изменить?). При этом назначение Вана на этот пост не будет прецедентом, ранее подобное уже имело место быть.
Однако, скорее всего Ван возглавит новую суперструктуру по борьбе с коррупцией – Госкомитет по борьбе с коррупцией, который объединит в себя гражданские и партийные антикоррупционные органы. Создание Госкомитета и станет ранее анонсированными «незначительными изменениями в конституции, которые будут касаться развития партии и народного хозяйства». И именно для этого второй Пленум был перенесен на более ранний срок.
Учитывая менталитет китайцев, такая поспешность явно указывает на то, что фаза острой политической борьбы продолжится, и уже в ближайшее время можно ожидать громких дел. Интересно, что перед Новым годом в китайских интернет СМИ прошла информация о возможной замене Ли Кэцяна (李克强) на посту премьера КНР. Подобные слухи существуют уже не первый год, а в китайских СМИ появлялась открытая критика премьера (анонимные статьи в Женьминь Жибао, за которыми стоял экономический советник Си Цзиньпина Лю Хэ(刘鹤), публикация негативных высказываний Ли Куан Ю о премьере, в которых, кстати, подчеркивались способности Ван Цишаня).
Итоги второго пленума еще несколько приоткроют события китайской «политической кухни». Однако уже сейчас можно однозначно утверждать, что Си уже и так контролирует вооруженные силы, имеет своих людей на важнейших политических постах, а значит создания такой суперструктуры означает под собой некую особую и важную задачу, которую до этого Си не мог решить.
Основных вариантов два – продолжить антикоррупционную зачистку и укреплять партию изнутри. В этом варианте, скорее всего сказывается личное отношение Си к распаду СССР и его желанием предотвратить подобный сценарий в Китае.
Второй вариант – начать борьбу против других крупных политических кланов Китая и возможно нанести удар по основному конкуренту – клану «комсомольцев» (团派).
Павел Прилепский, руководитель китайского направления Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии, ГАУГН,
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ
Все новости