Каждый год мировой политико-экономической общественности заранее известно основное событие января – форум в Давосе. Затмить его чем-то другим сложно, но в этот раз, кажется, получилось. Одновременно с этим выяснилось: радикальная смена места встречи на результативность переговоров по Украине не влияет.
- Игра в по-давосски
Зачем высокопоставленные (и не очень) люди собираются на несколько дней в Швейцарии? Много по каким причинам: обсудить выход на мирное соглашение в Сирии, выработать возможные развязки по иранской ядерной программе, отдохнуть в дорогой Женеве… В этот, как и в любой другой январь истеблишмент посетил Давос ради сверки часов в мировой экономике.
Оказалось, что часы стали текучими, как на картинах Сальвадора Дали.
Мир, словно не подозревая о философе Зеноне и его апориях, попал в ловушку 2014 года, когда он стал одновременно нестись вперед, угрожая своими автоколебаниями разрушить хрупкие институты стабильности, вместе с тем остановившись в своем политическом развитии на нескольких непреложных тезисах, меняющихся в зависимости от произносящего их.
«Россия ведет информационную войну».
«Запад спонсирует сомнительных деятелей в России ради смены власти».
«Крым – украинский».
«Крым – российский».
«Россия не хочет »надавить» на своих клиентов в ЛДНР с целью реализации минских соглашений».
«Вашингтон и Брюссель спонсируют, возникший в результате переворота, новый киевский режим, который саботирует минский процесс».
«Мы вводим санкции».
«Мы вводим антисанкции».
И все это еще раз, и еще раз, и еще раз… На каждой пресс-конференции, форуме, саммите. Давос – не лучше и не хуже.
Интриги – ноль. Прошлый год еще был способен удивить: Си Цзиньпин призывал к глобализму, Дональд Трамп – к протекционизму. Вот это новости! Социальная политика, известные лозунги и скучный «Русский дом» – за тем ли ехали?
Приехал Трамп, чтобы сказать известные со времен его кампании 2016 года тезисы: ТПП – плохо, с Россией связей не имел, и вообще не состоял, не привлекался. И Америка прежде всего. В качестве каламбура один из экспертов заметил: чтобы заново втянуть США в Транстихоокеанское партнерство назовите его «гораздо более выгодным и справедливым транстихоокеанским партнерством»; все равно американский президент текст читать не будет (скандальный журналист Вуллф подтвердит).
Любопытство породило дополнительную, давосскую тень нависших над Россией новых санкций. «Кремлевский доклад» все еще не опубликован, а значит можно спекулировать. Кому-то на них «плевать», кто-то заплатил лоббистам, а кто-то смирился. Большая тень превратилась в много маленьких, порождаемых разными заявлениями – острыми, провокативными и даже напрямую не касающимися ожидаемой рестрикции.
Игра в наказания заменила по крайней мере часть мировой экономики. Ты вводишь санкции против меня, а я вожу санкции против тебя – концепция «lose – lose» в действии.
- В Украину пришел Дубай
На минувшей неделе помощник президента РФ Владислав Сурков встретился со спецпредставителем Госдепа США Куртом Волкером, дабы обсудить развязки (а точнее их отсутствие) в рамках украинского кризиса. Четвертая по счету встреча двух без сомнения глубоко погруженных в конфликт людей прошла в символе инвестиционной привлекательности арабского мира – Дубае.
Общеизвестно, что разговор лучше войны. Но война (очень ограниченная, конечно) все еще идет. Перефразируя известный анекдот о разговоре Киссинджера и Голды Меир можно заключить следующее. Россия предлагает выполнять минские соглашения с первого по последний пункты, на что в Украине замечают: «Мы в Киеве читаем сначала последнее, а потом первое». И надо заметить, великий Киссинджер и харизматичная Меир не были врагами. В отличие от современных Москвы и Киева.
«Минск» умер. И единственная задача канала Сурков–Волкер – тянуть время до того момента пока как минимум в двух (а на самом деле, только в двух, и мы даже знаем в каких) углах треугольника Вашингтон–Киев–Москва не сменится власть.
Роман Колесников, политолог,
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ
Все новости