Диалог в городе о мире

, , , , , , ,
Фото: Mikhail Tereshchenko / TASS Host Photo Agency

Во вторник закончил свою работу сирийский Конгресс национального диалога в Сочи. В условиях полного разгрома ИГ (запрещено на территории РФ) и пробуксовки женевского процесса стала необходимой площадка, на которой было бы возможно способствовать сближению позиций сторон. Действительно, с этой точки зрения сочинский конгресс является шагом вперёд. До него успешно решались вопросы военного и гуманитарного характера. Но политическое урегулирование конфликта оставалось на периферии. Поэтому неудивительно, что в этом сегменте переговоры не продвигались дальше высказывания позиций и выдвижения предварительных условий. Примечательно, что на повестке дня в Сочи не стоял вопрос о создании переходного правительства для начала диалога.

Данные переговоры для России были крайне важными. Неслучайно то, что Москва пыталась создать максимально комфортные условия для проведения конгресса. Это выражается и в составе организаторов, в качестве которых выступили Иран, Россия и Турция. Большое внимание уделялось составу участников. На заседаниях отсутствовали представители прокурдской партии «Демократический союз» и Отрядов народной самообороны (ОНС), против участия которых выступала Турция. Москва стремилась обеспечить участие Сирийской свободной армии. Также это касается и присутствия специального посланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры. Этот факт был важен из-за опасений США в возможности создания параллельной женевскому процессу переговорной площадки под началом России (впрочем, под началом американских дипломатов также создаются новые переговорные форматы – речь идет о Группе пяти).

Как и предполагалось, переговоры проходили довольно тяжело. В конгрессе участвовало большое количество делегатов (около 1500 человек). Оппозиция была неоднородной в виду присутствия различных групп. По этой причине неудивительным был инцидент с отказом от участия в работе представителей Сирийской свободной армии.

Но несмотря на это, конгресс дал определенные результаты и позволил сделать выводы, полезные для повышения качества переговорного процесса. Была создана Конституционная комиссия, включающая в себя как сирийское правительство в Дамаске, так и оппозицию; был достигнут консенсус по механизму определения членов Конституционной комиссии. Иран, Россия и Турция представят Специальному посланнику ООН по Сирии Стаффану де Мистуре список из 150 человек. После чего ООН самостоятельно утвердит окончательный состав комиссии.

С точки зрения переговорного процесса, Конгресс национального диалога стал первой реальной попыткой пригласить всех внутренних игроков и начать национальный диалог. Во время переговоров присутствовали только участники диалога. Представителей других государств, как на более ранних этапах переговоров, в залах заседаний не было. Сама тема переговоров не была посвящена подготовительным этапам организации диалога или вопросам безопасности, военного характера. Переговоры касались непосредственно политического урегулирования. Несомненно, это показывает успешность работы триумвирата Иран-Россия-Турция, которому удалось инициировать внутрисирийское обсуждение вопросов «первой корзины» — Конституции Сирии.

На данный момент, однако, невозможно оценить результативность работы конгресса. Непонятно, как будет обеспечиваться интеграция других международных игроков, которые не являются гарантами безопасности в Сирии. Механизм создания Конституционной комиссии вызывает сомнения. Неясно, каким образом и на основании каких критериев ООН будет выбирать членов комиссии. Спорными являются следующие моменты: будут ли в её составе представители всех групп и заинтересованных сторон, насколько успешно будет использован принцип пропорциональности при окончательном составлении состава комиссии. Эти факторы связаны с отказом от участия в конгрессе партии «Демократический союз», ОНС, представляющие курдский сегмент и Высшего комитета по переговорам («эр-риядская группа»). Важность их участия в конституционном процессе усилит работу комиссии, предотвратив эффект изолированных групп. Наиболее важным вопросом является проблема продолжения переговоров. На данный момент неясно, каким образом ООН сможет продолжить переговоры в конструктивном ключе, учитывая результаты специальной встречи по Сирии, проведенной 25-26 января в Вене. Тогда часть сирийской оппозиции призывала бойкотировать сочинский конгресс.

Конгресс является началом переговорного процесса по политическим вопросам. Ожидать прорывных результатов на раннем этапе было бы неправильным. В данном случае сами переговоры являются успехом. Попытка перезагрузки женевского процесса стала успешной ввиду изменения формата мероприятий, поиска новых тем, в которых стороны могут эффективно сотрудничать. Данный конгресс оказался полезным тем, что показал, с какими вопросами государствам-гарантам необходимо работать для обеспечения конструктивного диалога между сторонами внутрисирийского конфликта.

Мирильяс Агаев, магистрант факультета политологии ГАУГН,

специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ

Все новости