Процесс внесения изменений в конституцию Китая сам по себе не является резонансным. Однако в данном случае изменения затрагивают основы политической системы КНР и наносят еще один удар по системе, построенной при Дэн Сяопине.
Итогом субботнего заседания Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК стало решение об изменении Конституции КНР (中华人民共和国宪法). Точнее, планируется убрать или поменять формулировку «не более двух сроков» (不得超过两届) из статьи 79: «Председатель и заместитель Председателя Китайской Народной Республики могут занимать эти должности не более чем два срока» (中华人民共和国主席、副主席每届任期同全国人民代表大会每届任期相同,连续任职不得超过两届). Это позволит действующему председателю КНР Си Цзиньпину (习近平) возглавлять страну еще минимум один срок до 2027 года.
Процесс обсуждения изменений продолжится на внеочередном пленуме ЦК 26-28 февраля, чтобы окончательно утвердить планируемые изменения до мартовской сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). По действующей конституции именно ВСНП является высшим органом государственной власти, и именно он официально утверждает все изменения на законодательном уровне страны, в том числе и в конституции.
Ранее в эксклюзивном материале для PolitIQ, написанном по итогам XIX съезда, уже было указано на несколько вариантов развития событий в новую эпоху Си. Однако более важным тогда виделся именно сам факт коренного изменения политической системы КНР. Си, безусловно, один из сильнейших лидеров КНР со времен Мао Цзэдуна (毛泽东), однако тот факт, что он централизует и замыкает политическую систему на себя и устраняет других лидеров (например, Сунь Цзэнцай (孙政才)), указывает на то, что после ухода сегодняшнего председателя КНР, его наследник скорее всего не сможет управлять столь централизованной системой. После Мао был Дэн Сяопин и только железной рукой последнего Китаю удалось преодолеть «кризис на площади Тяньаньмэнь».
Вступая в обязанности председателя КНР Си подчеркивал важность уроков СССР для Китая. Теперь же Си вроде как собирается пойти по «скользкому пути» нескольких сроков. Однако это не совсем так. Во-первых, Си верит в свою миссию, это вытекает из его выступлений и концепций. Во-вторых, со времен Дэн Сяопина и его конституции сам мир поменялся. Демократизация теперь не панацея от всех проблем, а многие мировые лидеры занимают свои позиции достаточно долгое время. Реализовать все изменения в КНР, исполнить ее миссию для мирового сообщества будет невозможно в течении двух сроков, поэтому эти изменения видятся китайскому руководству как необходимые. К этому необходимо добавить все возрастающие по сложности внешние вызовы, в особенности американо-китайскую конфронтацию.
Два важных изменения. Теперь в конституцию КНР (а не только в партийный устав) будет внесена концепция Си Цзиньпина о социализме в новую эпоху (习近平新时代中国特色社会主义思想), а новое суперантикоррупционное ведомство будет выделено в качестве одного из государственных органов власти.
«Пазл» китайской политической системы постепенно складывается. И складывается очень быстро. Еще в октябре эксперты и аналитики не могли точно сказать, какие именно изменения планирует Си Цзиньпин, а уже в январе он переподчиняет Вооруженную полицию (забрав ее у Ли Кэцяна, представителя «комсомольцев» (团派); тем самым полностью получив контроль над всеми вооруженными силами). В феврале Си обеспечил себе возможность занять еще, как минимум, один срок.
Учитывая заданный темп изменений, можно предположить, что в марте будет решен еще один важный вопрос для системы Си – место Ван Цишаня (王岐山,). Ван – слишком важный элемент для новой политической реальности, и для него существует несколько возможных позиций. Он может претендовать на место премьера, главы суперантикоррупционного комитета (наиболее вероятно) или же получить формальный пост. Последний вариант по сути ничего не изменит, так как он присутствует на заседаниях Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.
В контексте новой системы Си также не ясна роль Ли Кэцяна. Экономический советник Си Цзиньпина Лю Хэ, возглавляющий секретариат Ведущей малой группы по финансам и экономике КПК возглавит Комиссию по финансовой стабильности и развитию – новый орган, который был создан в прошлом году и занимается борьбой с финансовыми рисками (но на деле его роль должна быть шире, судя по всему он будет заниматься важнейшими вопросами китайской экономики). Лю уже позволял себе критику Ли в экономических вопросах. Надо заметить, что в Китае уже некоторое время идет кампания по критике нынешнего премьера. Одним из последних, кто высказался резко против главы правительства, стал бывший министр финансов КНР Лоу Цзивэй (楼继伟). Теперь же Лю Хэ концентрирует в своих руках множество инструментов управления китайской экономикой, что уже позволяет технически «отодвинуть» Ли от дел. Будет ли новый антикоррупционный орган заниматься делами Ли Кэцяна или его приближенных станет очевидным уже в этом «спокойном» году Желтой Собаки.
Изменения в конституции КНР стали логичным продолжением процесса создания «политической системы Си», полномасштабно начатого после XIX съезда КПК. Мартовская сессия ВСНП должна утвердить пакет обозначенных изменений, однако формирование «системы Си» на этом не закончится. В этом году нас ждут несколько важнейших формальных и неформальных решений.
Павел Прилепский, руководитель китайского направления Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии, ГАУГН,
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ