Чуть более месяца назад легендарный Владислав Сурков в журнале «Русский пионер», анализируя реставрацию якобы матриархата, написал: «Человечество в затруднении. Матери на хозяйстве. Но отцы вернутся с новым миром, с новыми игрушками для всех». Уже вернулись. Только не «отцы», а «игрушки». А главной из них всегда была война.
Победа Дональда Трампа. Высылка российских дипломатов. Скандалы с вмешательством России в любые выборы. RT и Sputnik объявлены нерукопожатными. Совет Федерации составил список нежелательных организаций. Раскручивание «посольской войны». Трамп подписывает закон о будущих санкциях против России. Опубликование списка российских госдеятелей и предпринимателей из «зоны риска». Скандал с отравлением Сергея Скрипаля. Инцидент в Сирии с ЧВК «Вагнер». Новое обострение в Восточной Гуте и угроза обмена российских и американских военных ракетными ударами.
Продолжать можно еще настолько долго, насколько хватит свободного времени и желания. В голову приходит всего много и сразу. Наоборот, с первого раза вспомнить что-то хорошее в российско-американских или шире – в российско-западных – отношениях, происходившее за последний год, не так-то просто.
Из событий нейтральных можно упомянуть разве что сохранение и некоторую эволюцию в рамках российско-американского канала по Украине (Волкер – Сурков). Нейтральных потому, что вреда не приносят, но и толку мало.
Сегодня же список негатива пополнился новой строчкой. Оказывается, у отношений Москвы и Вашингтона существует недостигнутое дно (достигать которого и не следует). Центр американской культуры в российской столице все еще существует. А Центр британской культуры (British Council) – уже нет. Да здравствует новая «посольская война»!
Скандалы, скандалы, скандалы, скандалы, скандалы, скандалы… А где же расследования? На их место пришли голословные обвинения, часто начинающиеся с фразы: «Мы думаем, что с высокой степенью вероятности…».
Прости нас, не знаю кто, мы все … (потеряли). Ведь какой был шанс! Упущенный, как теперь стало понятно, шанс начать торговать, а не воевать; брать друг у друга лучшие практики в образовании и госуправлении, а не говорить: «Посмотрите, они детей своих развращают»/«Русские – наша главная угроза»; отменить, наконец, визы, а не прикрываться малоубедительными в данном случае «требованиями безопасности» (учитесь у Израиля, с которым у России визы отменены с 2008 года).
Получается, «главная геополитическая катастрофа XX века» случилась зря, а уроки не выучены? В самом деле, для чего был разрушен старый и понятный миропорядок, где оппоненты уважали друг друга, а за языком было принято следить? Или это интернет так «развратил» политиков и дипломатов?
По словам программного директора «Валдая» Дмитрия Суслова, «Поскольку фундаментальная трансформация внешней политики США и их отказ от гегемонистской стратегии – как либеральной, так и нелиберальной – в конечном итоге неизбежны, задача России – выстоять и продержаться то время, пока Вашингтон будет пробовать разные модели сохранения гегемонии. И затем выстроить с ним партнёрские отношения на сбалансированных условиях и в рамках общего принятия США полицентричного мироустройства, согласия выстраивать международные порядки вместе с Россией и Китаем, а не без них или против них». Проблема в том, что никто не знает сколько будет продолжаться период «выстоять и продержаться», и к с какими деформациями внутри себя во время этого периода столкнется Россия.
Роман Колесников, политолог,
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ
Подписывайтесь на нас в Telegram!