Коалиция разъединения: к чему приведёт очередная попытка консолидации власти в Турции?

, , , , , ,
REUTERS/ Murat Cetinmuhurdar

В последние пять лет внутриполитическая жизнь Турции протекает под влиянием идеи о необходимости обеспечения стабильности государства. Вследствие этой тенденции наблюдается дрейф в сторону авторитаризма. Особенно примечательным в этом плане является конституционный референдум 2017 г. В качестве одного из аргументов в пользу перехода к президентской республике обозначалась утрата необходимости формирования правительственных коалиций.

Турецкий опыт создания коалиций не является удачным. Одни из самых сложных этапов в истории независимой Турции (1971–1979, 1991–2001) приходились на время, когда никакая партия не могла сформировать однопартийное правительство. Как правило, это приводило к нестабильности. Например, из 21 коалиционного правительства самое стабильное проработало лишь 3.5 года.

Через 10 месяцев после референдума президент Реджеп Эрдоган объявляет о создании «Народной коалиции» (Cumhur İttifakı). Состоять она будет из Партии справедливости и развития (ПСР) и Партии националистического действия (ПНД). Создание этого альянса является этапом подготовки к очередному электоральному циклу в Турции, назначенному на ноябрь 2019 года и предполагающему проведение муниципальных, парламентских и президентских выборов.

Со стороны ПСР необходимость в коалиции вытекает из желания выиграть президентские выборы в первом туре и сохранить большинство в парламенте. Для ПНД коалиция является, возможно, единственным шансом преодолеть десятипроцентный избирательный барьер в условиях потери популярности. Обе партии пытаются решить вопросы, связанные с политической выживаемостью. Формально политические силы объединились еще в ноябре 2017 года и кампанию в поддержку конституционных поправок реализовывали вместе. Даже при таких условиях за изменения Основного закона проголосовали всего лишь 51% избирателей.

В то же время другие партии заявляют лишь о том, что могут быть созданы другие коалиции. Речь, как правило, идёт о выдвижении единого кандидата на пост президента. Наиболее активной силой выступает «Хорошая партия», которая изъявила желание закрепить партнёрство с Партией счастья и Демократической партией. Интригу в предвыборную кампанию может добавить возможное сотрудничество с первой партией.

«Хорошая партия» была создана в 2017 году после раскола Партии националистического действия. Основа её электората – националисты. Партия счастья была основана в 2001 году вместе с ПСР после раскола исламистской Партии добротели. Иными словами, «Хорошая партия» стремится сделать тоже самое, что и ПСР с ПНД – расширить электорат за счёт группы, близкой к ядру сторонников. Таким образом, председатель «Хорошей партии» Мераль Акшенер стремится привлечь на свою сторону исламистов и ушедших к правящей партии националистов.

На этом фоне не очень убедительно выглядит Народно-Республиканская партия (НРП), которая говорит о необходимости защищать демократию, критикует «Народный альянс». Но реальных шагов для качественного рывка НРП пока сделать не может. Лидер партии К. Кылычдароглу проводил встречи с председателями некоторых партий, наиболее важным из которых является разговор с М. Акшенер. Однако после переговоров Акшенер заявила, что вопрос создания коалиции не обсуждался.

Актуальность темы подтверждается действиями партий. В марте был принят новый закон о выборах, авторами которого являются члены «Народной коалиции». Этот закон позволит выдвинуть коалицию в задуманном ими виде. Поэтому важным нововведением является указание коалиции в бюллетенях. Теперь партии, которые решили сформировать коалицию, будут представлены в бюллетенях рядом и объединены словом «коалиция». Это позволит всем членам объединения попасть в парламент, если в сумме альянс наберёт больше 10% голосов. Причем независимо от того, сколько партии набрали независимо друг от друга.

Другие партии критиковали этот закон за антидемократический характер, нарушение принципа равенства и преследование партийных, а не национальных интересов. Поэтому выступая против этой редакции закона, НРП представила свои предложения. Наиболее важными пунктами являются снижение избирательного барьера с 10% до 5% и возвращение депутатской неприкосновенности в ограниченном виде.

Выборы муниципальных властей, парламента и президента, которые ждут Турцию в 2019 году, завершат богатое на эти события десятилетие. С 2011 года были проведены 5 выборов и 1 референдум. И каждые выборы были драматичнее предыдущих. Выборы 2019 года откроют новую политическую действительность. И во многом от этих выборов зависит, в каком состоянии Турция вступит в эту действительность. Использование электоральных методов без качественного обновления демократии создало ситуацию, при которой население расколото надвое. Раскол общества является следствием того, что власть говорит только с теми, с кем ей удобно, игнорируя остальную часть политической элиты.

Особенность дискурса правящей партии предполагает, что единственной реальной силой должна быть ПСР. Остальные партии могут лишь дополнять её. Поэтому второй тур и потеря большинства в парламенте нанесут большой репутационный удар по ней. Партия, которая является не обычным представителем интересов граждан, а воплощением единства страны, должна быть безальтернативной. Доказательством этого является некогда популярная и критично настроенная по отношению к власти ПНД. После выборов она рискует слиться с исламистской партией, так как теряет свою самостоятельность. Иными словами, при нынешнем политическом курсе любая сила, желающая быть независимой, автоматически будет врагом ПСР, так как преграждает путь к консолидации власти.

Мирильяс Агаев, магистрант факультета политологии ГАУГН,
специально для образовательного проекта по политологии
 PolitIQ

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Все новости