Как в Индии борются с коррупцией?

,

Политическую жизнь любого государства сложно представить без непрекращающихся споров, обсуждений и постоянных поисков решений проблемы коррупции. В современном мире можно буквально по пальцам пересчитать страны, которые как по собственному признанию, так и по мнению мирового сообщества смогли практически ее одолеть.

Индию, к опыту которой нам предстоит обратиться в данной статье, едва ли можно отнести к числу таких государств. Однако прежде чем рассуждать об уровне коррупции в Индии, следует разобраться с общепринятой методологией оценки степени распространенности данного феномена в той или иной стране.

Оценкой уровня коррупции в настоящее время занимается международная неправительственная организация Transparency International, обладающая широкой сетью отделений, расположенных более чем в 100 государствах мира. Данная организация ежегодно проводит оценку уровня коррупции посредством вычисления особого показателя – индекса восприятия коррупции (англ. Corruption Preceptions Index, далее – CPI), отражающего уровень восприятия населением страны (в основном аналитиками и бизнес-сообществом) существующего в ней масштаба коррумпированности государственной системы. CPI представляет собой стобалльную шкалу, в соответствии с которой 0 баллов означает максимальный уровень коррупции, а 100 баллов – ее отсутствие. Хотя многие представители экспертного сообщества считают, что данный показатель далеко не объективен и зачастую оторван от действительности, на сегодняшний день не существует более эффективного способа оценки уровня коррупционной деятельности в государстве.

Что же касается Индии, то значение CPI в данной стране на протяжении последних нескольких лет колеблется от 38 до 40, при этом по данному показателю страна занимает 80-е место из 180. Ближайшими соседями Индии по списку являются Сербия, КНР, Гана, Турция, Марокко. Для сравнения, CPI лидеров списка – Новой Зеландии, Дании, Финляндии, Норвегии и Швейцарии составляет 89, 88, 85, 85 и 85 соответственно.  Значение индекса у большинства развитых стран составляет не ниже 75.

Иначе говоря, опираясь на мнение источников Transparency International, можно заключить, что ситуация с коррупцией в Индии крайне неблагоприятная по сравнению с большинством развитых государств.

 

Кто виноват и что делать?

Вопрос необходимости борьбы с коррупцией в стране традиционно приобретает остроту по мере приближения проходящих каждые пять лет выборов в нижнюю палату парламента – Лок Сабху. Каждая политическая партия всячески стремится очернить своих оппонентов, обвиняя их, как правило небезосновательно, либо в коррумпированности структур и лидеров, либо в чрезмерном попустительстве по отношению к происходящим в стране коррупционным махинациям.

К примеру, рассмотрим последние выборы в Лок Сабху, состоявшиеся в 2014 году. Ведущие политические партии – Индийский национальный конгресс (ИНК) и Бхаратия джаната парти (Индийская народная партия, БДП) – не скупятся на обвинения и эпитеты в попытках подорвать позиции друг друга. Лидер БДП Нарендра Моди критиковал правительство ОПА (Объединенного прогрессивного альянса – коалиции во главе с ИНК) за масштабную коррупционную деятельность и дискредитацию органов власти, позиционируя себя в качестве силы, способной решить накопившиеся проблемы. В ответ ИНК пытался обвинить БДП в подкупе избирателей в ходе региональных выборов, однако, судя по результатам голосования 2014 года, доводы БДП звучали убедительнее.

Обращаясь к проблеме коррупции в своем предвыборном манифесте, БДП называла коррупцию следствием ненадлежащего управления страной, и для борьбы с ней предложила публично осуждать проявления мздоимства, упростить налоговую систему и бюрократические процедуры на всех уровнях, а также вернуть в бюджет страны деньги, нелегально выведенные не чистыми на руку чиновниками.

В первые два года после избрания каких-либо значимых попыток «закрутить гайки» в отношении коррупционеров со стороны Моди не наблюдалось, однако в ноябре 2016 года премьер-министр и его кабинет решились на радикальный и, по мнению многих экспертов, не до конца продуманный шаг.

В стране была проведена денежная реформа, суть которой заключалась в следующем: правительство вывело из оборота купюры номиналом в 500 и 1000 рупий, надеясь таким образом нанести удар как в целом по теневой экономике, так и по ее коррупционной составляющей. Населению страны была предоставлена возможность обменять недействительные банкноты на новые, номиналом 500 и 2000 рупий, однако правительством был установлен лимит на обмен, который периодически изменялся то в сторону увеличения, то в сторону сокращения. Согласно заявлению министерства финансов, у домашних хозяйств не должно возникнуть затруднений с обменом имеющихся у них денежных средств. Данная реформа должна была, в первую очередь, ударить по коррупционерам, держащим на руках крупные суммы наличных денег, полученных нелегальным путем, в банкнотах номиналом 500 и 1000 рупий.

В результате правительству удалось вывести из теневого сектора экономики 650 миллиардов рупий, что составляет порядка 22% от объема теневого сектора экономики Индии, который, по разным оценкам, составляет порядка 3 трлн рупий. Тем не менее, значительный успех данной реформы был омрачен низким уровнем организации ее проведения, который привел к тому, что десятки людей погибли в ходе давки, образовавшейся в очередях к банкоматам, а многие домашние хозяйства потеряли свои накопления.

 

Каков итог?

Индийское и международное экспертное сообщество до сих пор не может дать однозначную оценку антикоррупционной политике Нарендры Моди. С одной стороны, рациональное зерно в его стратегии, нацеленной на вывод из оборота незаконно полученных коррупционерами денежных средств, безусловно, присутствует. Однако с другой стороны, был нанесен значительный ущерб простым индийцам, традиционно склонным не доверять свои накопления банкам и держать их дома.

Тем не менее, если рассматривать исключительно влияние политики Нарендры Моди на ситуацию с коррупцией в стране, то, вновь обратившись к данным Transparency International, мы можем увидеть, что индекс восприятия коррупции в 2017 году вырос на два балла по сравнению с 2016 годом, что свидетельствует хоть и о незначительных, но все же позитивных сдвигах в деле решения проблемы коррупции в Индии.

Михаил Анциферов, студент МГИМО (У) МИД РФ,

специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ

 

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Все новости