Террористическая группировка «Джебхат ан-Нусра»* начала своё формирование в конце 2011 года на волне разрастания политического кризиса в Сирии. 24 января 2012 г.лидер данной группировки, Абу Мухаммад аль—Джуляни в своём первом обращении объявил о создании группировки, призвав сирийцев к «джихаду» против правительства президента Башара аль-Асада.
Аль-Джуляни, сириец по происхождению, вступил в ряды иракской ветви Аль-Каиды* в 2003 году после начала военного вторжения армии США и их союзников в Ирак. Вскоре он был арестован американцами и помещён в концентрационный лагерь Кэмп-Букка, расположенный на юге страны. После освобождения в 2008 г. он продолжил террористическую деятельность в «Исламском государстве Ирак» (ИГИ), основанном Абу Бакром аль-Багдади в 2006 г. В августе 2011 года, когда политический кризис в Сирии уже практически перерос в военное противостояние оппозиции и официального Дамаска, руководство Аль-Каиды направило аль-Джуляни в Сирию для создания новой ячейки группировки и организации вооруженной борьбы против режима Башара аль-Асада.
Начало раскола общего террористического фронта и краха стратегии Аль-Каиды по разделению крупных группировок по странам произошло 9 апреля 2013 года, когда Абу Бакр аль-Багдади объявил о создании «Исламского Государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ)*, в которое должна была войти и «Джебхат ан-Нусра». Аль-Багдади заявил:
«Пришло время объявить народу Леванта и всему миру о том, что «Джебхат ан-Нусра» – не что иное, как продолжение «Исламского Государства Ирака», а также его часть… Сегодня мы объявляем об упразднении «Исламского Государства Ирак», и «Джебхат ан-Нусры» и объединении их под одним именем – «Исламское Государства Ирака и Леванта»…»
Таким образом аль-Багдади открыто выступил против лидера Аль-Каиды Амина аз-Завахири и его призывов сконцентрироваться на Ираке и оставить Сирию «Джебхат ан-Нусре». Аль-Джуляни, в свою очередь, крайне негативно отнёсся к попытке аль-Багдади установить контроль над «ан-Нусрой», поэтому он остался верен Аль-Каиде. К апрелю 2014 года противоречия между группировками углубились, что вылилось в открытое боестолкновение за приграничный город на востоке Сирии Абу-Камаль, в котором боевики «Джебхат ан-Нусры» удерживали пленных бойцов «Исламского Государства».
Число боевиков «Джебхат ан-Нусры» на 2013-2014 гг. достигало порядка 6–10 тыс. человек. Бойцы группировки отличались высоким уровнем военной подготовки по сравнению с другими террористическими организациями в Сирии. Основные районы деятельности группировки: Алеппо, Дераа, Эль-Кунейтра, Ракка, Хомс, Дамаск, Дейр-Эз-Зор и Идлиб, опорный пункт группировки на границе с Турцией, через который «ан-Нусра» осуществляла посреднические функции по продаже контрабандной сирийской нефти, что приносило ей немалый доход.
28 июля 2016 года«Джебхат ан-Нусра» приняла решение сменить своё название на «Джебхат Фатх аш-Шам»*. Это было вызвано острой необходимостью изменить отношение международного и межарабского сообществ к деятельности группировки, особенно в свете того, что и США (в декабре 2012 г.), и ООН (в мае 2013 года) поочерёдно признали её террористической организацией, фактически перекрыв каналы финансовой помощи извне. Кроме того, излишне радикальная идеология отталкивала от «ан-Нусры» «умеренную» сирийскую оппозицию, что не позволяло создать мощный военный блок внутри страны. Все эти факторы, а также постоянные бомбёжки ВКС РФ и ВВС США, вынудили группировку выйти из состава Аль-Каиды, смягчить свою идеологию и сменить название.
Однако подобный ребрендинг ожидаемых результатов не принёс: ни Россия, ни США, ни мировое сообщество своего отношения к группировке не изменили. Так, Джеймс Клеппер, бывший директор Национальной разведки США, назвал смену имени «пиар-ходом» для создания имиджа более «умеренной» группировки. Заявление министерства иностранных дел РФ было более прямолинейным:
«Нет нужды доказывать, что все попытки террористов изменить свой имидж тщетны…Последовательная борьба с этими изуверами будет продолжена при поддержке мирового сообщества до их полного уничтожения».
Таким образом, группировка решила сконцентрировать свои усилия на организации мощного военного блока внутри Сирии, создав 28 января 2017 года группировку «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ)*. В эту структуру вошли «Джебхат Фатх аш-Шам»*, «Лива аль-Хак», «Харакат Нуреддин аз-Зинки»*, «Джейш аль-Сунна»*, «Джабхат Ансар ад-Дин»* и др. Численность боевиков в группировке колеблется в пределах 25 – 31 тыс. человек, 18 тысяч из которых состоят в группировке «Джебхат Фатх аш-Шам». Лидером ХТШ на данный момент является Абу Мухаммад аль-Джуляни.
Основные силы ХТШ к настоящему моменту сконцентрированы в провинциях Идлиб и Хама. Группировке приходится противостоять протурецким боевикам на севере Идлиба, в то время как с юга планомерно наступают части сирийской арабской армии, активно поддерживаемые ВКС РФ. Кроме того, на северо-востоке Хамы по-прежнему сохраняется мощный анклав «Исламского Государства», который ведёт активную борьбу против ХТШ. Необходимо также отметить, что Россия твёрдо настаивает на полном уничтожении ХТШ, как главном условии перехода к процессу политического урегулирования в Сирии. «Хайат Тахрир аш-Шам», ослабленная постоянными боями, все еще не желает идти на компромисс ни с одной из воюющих сторон. Лидеры группировки не хотят сильного сближения с Турцией, которая может использовать их для воплощения своих амбиций в регионе, и видят решение в объединении воюющих группировок в провинциях Идлиб, Алеппо и Северной Хаме. В декабре 2017 года они пытались создать совет по примирению сторон «ас-Сульх хейр», однако дальнейшая судьба этой инициативы не известна.
*Террористическая группировка, запрещенная на территории РФ
Олег Алипьев, студент ИСАА МГУ,
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ
Подписывайтесь на нас в Telegram !