Перенеся посольство США в Иерусалим и разорвав «ядерную сделку» Дональд Трамп решил разобраться и с «Северным потоком». Тем временем Европа пытается сохранить Соглашение по ядерной программе Ирана, который продолжает ждать инвестиций в свою экономику. В индийском штате оппозиция продемонстрировала волю к победе. И главный министр перед этой волей устоять не смог.
Европа
16 – 17 мая 2018 года в Софии состоялся саммит ЕС – Западные Балканы, в котором активное участие принимала Франция. Изначально главной темой саммита обозначалось будущее пяти балканских стран в Европе, их возможное вступление в ЕС. Но в ходе переговоров тематика саммита изменилась, в итоге чего главной темой повестки стали США и их выход из сделки по Ирану. Эммануэль Макрон выступил с тезисом о том, что нужно придерживаться СВПД, в чем страны ЕС его активно поддержали и предложили запустить «договор о блокировании» от 18 мая 1996 года.
Комментарий:
Саммит в Софии продемонстрировал, какой вопрос является приоритетным для Евросоюза на данный момент. Именно поэтому французскому президенту Эммануэлю Макрону удалось так легко сменить тему обсуждения на саммите.
Надо заметить, что проблема вокруг сделки с Ираном является главной для всего Европейского Союза. Для стран ЕС сейчас крайне важно защитить свои экономические интересы, так как по-прежнему остро стоит проблема тарифов на сталь и алюминий со стороны США.
Нельзя не обозначить, что веское значение на саммите имела речь Макрона. Президент Пятой республики продемонстрировал не только позицию Франции, но и всего ЕС относительно кризиса вокруг СВПД. Макрон прямо заявил, что важно придерживаться Совместного всеобъемлющего плана действий по иранскому атому и в будущем дополнить соглашение по Ирану. Безусловно, выступление Макрона можно расценивать двояко. Он, как и все европейские лидеры, неодобрительно отозвался о решении США выйти из СВПД, но в то же время очевиден явный намёк на компромисс, которого можно достичь, дополнив соглашение по ИЯП.
Министр финансов Франции Брюно Ле Мэр поддержал идею президента и отметил, что она имеет рациональное зерно, а также то, что «Европейский союз вполне может взять на себя компенсацию стоимости возможных санкций США для компаний Европы после выхода из ядерной сделки с Ираном». «Мы будем делать всё для защиты (компаний от возможных санкций – Прим.), поскольку речь идёт о наших экономических интересах. Десятки французских компаний на законных основаниях инвестируют в Иран в рамках соглашения (по иранской ядерной программе – Прим.), ведут торговлю, и они должны иметь возможность продолжать это», – цитирует РИА Новости министра. Из уст министра финансов в радиоэфире Europe14 также прозвучала идея о введении автономной финансовой системы, «чтобы Европа больше не зависела от американской финансовой и банковской системы».
Со стороны Макрона были также и заявления относительно важности Евросоюза в целом. Президент Франции отметил, что, «когда очевидна угроза дестабилизации мира, единственное решение – объединить наши силы, чтобы дать общий ответ». Также он подчеркнул, что именно «европейский суверенитет является гарантом международной стабильности».
И в целом речь французского лидера имела положительный отклик среди стран-участниц саммита.
На фоне всего этого переговоры относительно Балкан выглядят, как очередной повод обсудить приоритетные задачи для всего ЕС, а также создать общую позицию относительно США и иранской сделки. Сегодня впервые за десятилетие у европейских стран появилось желание создать собственное мнение, собственное видение своего и мирового будущего, отличного от видения Штатов.
Иран
С 13 по 15 мая продлилось турне министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа по странам-подписантам СВПД. Будущее Соглашения остается неопределенным.
Комментарий:
На минувшей неделе Джавад Зариф возглавил дипломатические усилия Ирана по сохранению СВПД. Свою поездку глава иранского внешнеполитического ведомства начал с Китая, по интересам которого новые американские санкции могут нанести серьёзный удар, так как иранская территория входит в зону инициативы ОПОП. Прежде Пекин совершил значительные вложения в инфраструктурные проекты в стране, и возможная экономическая блокада может положить крест на усилиях Китая. Несмотря на это на встрече Зарифа со своим китайским коллегой Ван И последний в духе традиционной китайской дипломатии осторожно поддержал Иран.
15 мая Дж. Зариф посетил Москву, где на встрече с Сергеем Лавровым, принимающая сторона выразила свою верность ранее заключённым договорённостям. По словам главы иранского МИДа, позиция России «очень перспективна для иранцев». И здесь Кремль оказывается перед выбором: с одной стороны – сохранение СВПД, пусть и в новом формате, сохранение архитектуры международной безопасности (если она еще вообще существует), с другой – уход с иранского рынка европейских корпораций откроет возможность российским бизнесменам заполнить образовавшийся вакуум. Видимо недавно заключённое с Тегераном соглашение в рамках ЕАЭС о зоне свободной торговли коррелируется с обозначенной дилеммой.
Больше всех от нового американского курса пострадает ЕС, который начиная с 2016 г. успел вложить значительные средства в Исламскую республику, прежде всего в энергетический сектор. И тем не менее, европейские лидеры пока далеки от практических действий. Например, глава европейской дипломатии Федерика Могерини заявила, что ни о каких правовых и экономических гарантиях Тегерану пока не может быть и речи, отметив лишь серьёзное стремление европейцев решить появившуюся проблему.
В связи с этим в иранском истеблишменте с подозрением относятся к затянувшейся неопределённости, «излучаемой» Европой. Жан-Клод Юнкер заявил о проводимой Еврокомиссией работе, связанной с созданием безопасных условий для европейского бизнеса на фоне вторичных санкций США. Однако крупнейшая французская нефтегазодобывающая компания Total уже объявила о своём уходе с иранского рынка. В таком случае напрашивается логичный вопрос, а сможет ли ЕС обеспечить исполнение своих постановлений европейскими компаниями?
Последние резкие высказывания председателя ЕС Дональда Туска в адрес Америки, упрощение процедуры инвестирования европейскими компаниями в экономику Ирана, визит комиссара ЕС по вопросам энергетики в Тегеран дают основание полагать, что европейцы так просто не отступятся от своих экономических интересов в ИРИ.
Тем временем Иран стал сближаться с Турцией. К слову, уже принято решение использовать национальные валюты во взаиморасчётах, установить преференциальную торговлю, а также начать сближение банковских систем.
Ключевое положительное свойство СВПД лежало для Тегерана в плоскости экономики. После раскручивания Америкой очередного витка санкционного сдерживания, к которому Европа, по всей видимости, не присоединится формально, но будет вынуждена поддержать фактически, от Ирана с высокой долей вероятности можно ожидать двух моделей поведения. Во-первых, выход из «сделки», что безусловно ударит как по репутации Исламской республики в целом, так и по умеренному политическому кредо президента Роухани в частности. Более ожидаем второй вариант, когда на словах Соглашение и американские рестрикции будут соблюдаться, а на деле торговля с остальными странами-подписантами уйдет в «серую зону».
Индия
В Индии прошли выборы в Законодательную ассамблею штата Карнатака. При рекордной явке победила партия действующего премьер-министра. Однако победа была утрачена слишком быстро.
Комментарий:
Явка избирателей составила порядка 72 процентов, что является рекордным показателем для штата. Победителем гонки стала Бхаратия джаната парти (БДП), представители которой заняли 104 из 222 мест в законодательном органе. На втором месте, по итогам голосования, находится партия Индийский национальный конгресс (ИНК), занявшая 78 мест. Избранный главный министр штата Б. Йедьюраппа в минувший четверг вступил в должность. Казалось бы, выборы завершились, БДП одержала крупную победу на юге страны, а Конгресс лишился одного из четырех оставшихся от былого величия бастионов.
The Hindu, Times of India и ряд других индийских СМИ неоднократно писали о нарушениях процедуры голосования, о проблемах с функционированием электронных урн, о ряде случаев подкупа избирателей разными способами, начиная с банальной выдачи наличности и заканчивая раздачей украшений прекрасной половине избирателей. Несмотря на тот факт, что обе противоборствующие стороны грешили подобными нарушениями, Конгресс, выразив свое недовольство исходом выборов и обвинив БДП в подтасовке результатов и лично Нарендру Моди в бездействии по отношению к нарушению избирательного законодательства страны, подал жалобу на БДП и на избранного главного министра в Верховный суд страны. Йедьюраппа должен был доказать законность победы БДП на выборах в Законодательную ассамблею, однако вместо этого предпочел добровольно уйти в отставку.
Тем временем, пока шел процесс судебного разбирательства, ИНК смог договориться с партией Даната Дал, завоевавшей в ходе выборов 38 мест в Законодательном органе штата, о формировании коалиции. В связи с добровольной отставкой Йедьюраппы и уходом БДП в оппозицию, правительство штата было сформировано из представителей упомянутой коалиции, а главным министром стал лидер партии Джаната Дал Х. Кумарасвами.
София Макеева, Владимир Тощев, Махмад Холиков, Михаил Анциферов, Роман Колесников,
специально для образовательного портала по политологии PolitIQ
Все новости