На старт. Внимание. Марш?

, , , , , ,

Предвыборная кампания в Турции достигла критического момента: до выборов осталось чуть меньше месяца. До этого времени велась подготовка политических программ, визуальной составляющей и встреч с избирателями. Но несмотря на то, что активная фаза агитации еще не началась, уже прорисованы первые контуры смыслового содержания плебисцита. Каковы шаги и факторы, которые могут определить ход избирательных кампаний?

Очевидно, что все подготовительные мероприятия будут яркими, так как есть все основания заявлять, что выборы будут высококонкурентными. Помимо объективных факторов, влияющих на изменение общественного мнения (наиболее мощным из которых сейчас является снижение курса турецкой лиры по отношению к доллару и евро), важно подчеркнуть готовность оппозиции составить конкуренцию функционирующему режиму. К участию в выборах были допущены все популярные и имеющие вес политические партии и политики. Даже Селахаттин Демирташ, который сейчас находится в тюрьме, стал официальным кандидатом на пост презедента от Демократической партии народов (ДПН).

С даты обнародования кандидатур до наступления активной фазы предвыборной кампании большинство кандидатов занимались развитием личностной линии в агитации. Наиболее активен в этом был кандидат от Народно-республиканской партии Мухаррем Индже. Во многом именно Индже задает сейчас тон кампании. Он первым заявил о встрече с Демирташем, первым заявил о необходимости освобождения кандидата от ДПН на пост президента для обеспечения честной борьбы.

Наряду с главой «Хорошей партии» Мерал Акшенер, г-н Индже стал инициатором тренда «Хватит!» («TAMAM!»)в турецком сегменте Twitter. На данный момент последний является единственным политиком, с которым Реджеп Эрдоган встретился уже в статусе кандидата в президенты. Сейчас Индже играет на опережение, говоря о вопросах, за которые Эрдогана критикуют, но которые за время кампании не были упомянуты до него. Интересным является ответ кандидата на ограничение освещения оппозиционных политиков на ТВ после обнародования списка баллотировавшихся кандидатов. Во время митинга в Амасьи Индже призывал своих сторонников организовать трансляцию в Facebook, тем самым выражая свою независимость по отношению к Эрдогану.

Также довольно важное место в кампании занимала резко обострившаяся ситуация в Палестине. Все оппозиционные политики, в том числе левого и центристского толка, которые исторически старались обходить стороной вопрос статуса Иерусалима, признали ошибочным решение США о переносе посольства в этот город. В то же время жесткой критикой сопровождалось комментирование действий Анкары. Тот же Индже заявлял о том, что дело разрывом политических отношений с Израилем не должно ограничиваться. Он заявил, что необходимо разрывать экономические контракты, заключенные с Израилемипообещал в случае победы посетить Сектор Газа.

Нынешняя кампания в Турции по форме и по смыслу напоминает последние европейские кампании. Являясь всегда конкурентными с точки зрения формы, в последнее время и с точки зрения содержания, они выражались через категорию популизма. Для Турции популизм как политическая технология был не чужд. Партия справедливости и развития стала одной из первых партий в Европе, которые будучи антисистемными, используя популизм, смогли получить доступ к власти.

Нынешний избирательный цикл, возможно, будет изобиловать большим количеством популистских кампаний. Кандидаты и партии уже не ставят идеологию на первое место. И Акшенер, и лидер партии Saadet Карамоллоглу говорили, что вполне могут получить поддержку левого электората. Индже делает заявления, которые раньше лево-центристы себе позволить не могли.

Оппозиция протестует против истеблишмента, что связывает турецкий пример с итальянским, немецким, американским. Но у ПСР есть такой же потенциал использования популизма, который составляет огромную долю успеха партии. Поэтому мы можем увидеть своеобразную борьбу двух «популизмов». Такой сценарий имеет свою изюминку, так как покажет насколько эффективным является использование популизма против самих популистских партий.

Можно предположить, что лишь со стороны правящей партии и Эрдогана кампания будет предсказуемой. В основу кампании действующего президента вкладывается та логика при принятии политических решений, которая используется в течение двух последних лет. Оппозиция же проходит этап «перерождения», что предполагает интересные варианты. В целом, можно еще раз подчеркнуть, что попытка изменения образа оппозиции, перенимания опыта ПСР, использования эффекта усталости и обличения косности нынешней администрации будет использоваться как основное направление кампании.

Мирильяс Агаев, магистрант факультета политологии ГАУГН,
специально для образовательного проекта по политологии
 PolitIQ

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Все новости