Юбилейный десятый саммит лидеров стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) пройдет в этом году в африканском городе Йоханнесбурге с 25 по 27 июля. В преддверии главного события Сергей Лавров принял участие во встрече глав МИД стран объединения в Претории 4 июня. Содержание официального коммюнике подтверждает: перед объединением стоят все те же вызовы, что и несколько лет назад.
Что обсуждали главы внешнеполитических ведомств?
В официальном заявлении для прессы министры отметили стойкость сотрудничества альянса, ведь это будет уже 10-й саммит организации, основанной в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в 2006 году. Поспорить трудно: время – одно из лучших доказательств надежности чего-либо. Юбилейный саммит БРИКС будет проходить под девизом: «БРИКС и Африка: сотрудничество для инклюзивного роста и общего процветания в ходе 4-й промышленной революции» («BRICS in Africa: Collaboration for Inclusive Growth and Shared Prosperity in the 4th Industrial Revolution»). Таким образом, внимание глав государств будет сосредоточено на совершенно новом подходе к производству.
Четвертая промышленная революция, также известная как «Индустрия 4.0»,свое название получила в 2011 году от инициативы бизнесменов, политиков и ученых, которые определили ее как средство повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности Германии через усиленную интеграцию киберфизических систем в заводские процессы. Далее идеи привели к появлению «Интернета вещей», в котором предметы быта, от микроволновок до автомобилей, будут подключены к глобальной Сети.
Важным моментом стал 5-й пункт итогового документа. В нем подчеркивается приверженность идеям Организации Объединенных Наций и признается ее роль как универсальной многосторонней организации, поддерживающей мир, безопасность и глобальное развитие. Таким образом, члены БРИКС подчеркивают свое желание работать в рамках признанной системы международного права и считаться с ее институтами. Что закономерно: изначально альянс развивающихся стран был создан в поддержку многополярного мира, как некий вызов миру англосаксонскому.
Признавая себя частью системы международного права, министры упомянули о необходимости ее реформирования. Одним из ключевых положений стала необходимость всеобъемлющей реформы ООН, включая Совет Безопасности, для того, чтобы увеличить представительство развивающихся стран таким образом, чтобы оно могло адекватно реагировать на глобальные проблемы. В частности, Китай и Россия подтверждают важность статуса Бразилии, Индии и Южной Африки в международных делах и поддерживают их стремление сыграть большую роль в ООН. Для повышения эффективности работы ООН, главы дипломатий стран БРИКС обязались активизировать диалог по вопросам управления и бюджета ООН в целях укрепления организации.
Конечно, обсуждение не могло обойти стороной и вопросы сотрудничества в области экологии. Дипломаты подтвердили свою приверженность Парижскому соглашению, а также решению об участии в долгосрочном плане по скорейшему снижению выбросов парниковых газов и достижению ко второй половине ХХI века баланса между возникающими в результате деятельности человека парниковыми газами и их поглощением морями и лесами.
«Мы все часть одной глобальной семьи, около 42 % всего населения мира живет в наших странах».
Министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж
Символично, что примерно в это же время ровно год назад президент США вышел из Парижского соглашения по климату.Министры стран БРИКС, напротив, обратили внимание на важностьукрепления сотрудничества для решения проблем, связанных с изменением климата, а также необходимости направления финансовых потоков и обмена технологиями для решения экологических задач.
Еще одним наболевшим вопросом мирового устройства стало признание приверженности принципам свободной торговли, основанных на правилах транспарентной, недискриминационной, многосторонней торговой системы, воплощенной в ВТО. Министры выступили против новой волны протекционизма и систематического воздействия односторонних мер, которые несовместимы с правилами ВТО и подрывают глобальную торговлю и экономический рост. Главы внешнеполитических ведомств, конечно же, имели ввиду США.
Уже классической темой обсуждения любого международного саммита стала борьба с терроризмом. В рамках выработанных принципов министры подчеркнули важность согласования усилий по борьбе с терроризмом под эгидой ООН. Они напомнили об ответственности всех государств за предотвращение финансирования террористических сетей.
Не забыли главы дипломатий и про Ближний Восток. Министры вновь заявили о необходимости возобновления дипломатических усилий по достижению справедливого, прочного и всеобъемлющего урегулирования с помощью переговоров и создании независимого, жизнеспособного палестинского государства, живущего в мире и безопасности с Израилем.
Как Южная Африка присоединилась к БРИКС
Это случилось в 2011 году. Присоединение для альянса стало «воротами» в Африку. BRIC (Brazil, Russia, India, China) превратился в BRICS (+South Africa). По счастливой случайности символическое название альянса, которое на слух можно перевести как «кирпич» удалось сохранить, преобразовав лишь число – «кирпичи».
На этом рост числа членов БРИКС, возможно, не закончится. На прошедшем саммите в Сямэне министр иностранных дел Китая Ван И объявил об инициативе Китая:
«Мы будем расширять круг друзей БРИКС и превратим его в самую влиятельную платформу сотрудничества по линии Юг-Юг в мире».
Такой механизм может быть реализован с помощью создания круга стран БРИКС+. В этом формате работы принимают участие руководители пяти развивающихся стран и государств с формирующимися рынками с разных континентов. На саммите 2017 года в Китае лидеры «пятерки» провели встречу с главами Египта, Таджикистана, Мексики, Гвинеи и Таиланда.
Программный директор Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», главный экономист Евразийского Банка Развития Ярослав Лисоволик так оценил перспективы работы нового формата:
«Первое, что нужно понять по поводу уникальности БРИКС: каждый член этого сообщества – это также ведущая экономика на своем континенте или в своем субрегионе в рамках региональной интеграции: Россия – в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС; Eurasian Economic Union – EEU), Бразилия – среди стран МЕРКОСУР (Mercosur), ЮАР – в Сообществе развития Юга Африки (САДК; South African Development Community – SADC), Индия – в Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК; South Asian Association for Regional Cooperation – SAARC), а Китай – в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС; Shanghai Cooperation Organisation – SCO), в рамках соглашения о свободной торговле Китай-АСЕАН, а также в перспективном Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП; Regional Comprehensive Economic Partnership – RCEP). Все страны-партнеры БРИКС в этих региональных интеграционных структурах могут сформировать так называемый круг стран БРИКС+, открытых для многочисленных и гибких режимов сотрудничества (не только через либерализацию торговли) на двусторонней или региональной основе».
Посмотрим, продолжит ли саммит глав государств работу в новом формате в этом году. Пока известно лишь то, что под южноафриканским председательством планируется добавить проведение форума пресс-секретарей МИД стран БРИКС, эта инициатива поддерживается Россией.
Дария Павлова, корреспондент ТАСС,
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ
Подписывайтесь на нас в Telegram!