26 июня в результате пограничных столкновений силы Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР) устранили опасность проникновения террористических групп на территорию Ирана. Часть боевиков была ликвидирована на месте, другим удалось скрыться на территории Пакистана.
Комментарий:
В последнее время иранские новостные ленты изобилуют сообщениями о пограничных столкновениях, ликвидациях готовящихся терактов и т.п. Стоит отметить, что такие новости – обыденность иранских реалий, с которой тем не менее гражданское население напрямую не сталкивается.
Террористическая угроза связана с наличием двух обстоятельств. Во-первых, через Иран пролегает главный маршрут, через который афганские наркотики попадают в Европу («балканский маршрут»). Во-вторых, присутствует заинтересованность отдельных внешних игроков в «раскачке» ситуации в Иране посредством террористов.
К решению проблемы с наркотрафиком Тегеран подходит комплексно, не ограничиваясь только лишь укреплением собственных границ. Например, Иран по количеству безвозвратных экономических и политических затрат на Афганистан входит в тройку крупнейших стран-доноров. Претворяются в жизнь различные программы гуманитарной помощи, благодаря приходу иранского бизнеса открываются новые рабочие места, развивается торговля. Подтверждением тому может служить относительно стабильная по сравнению с остальной частью страны ситуация в городе Герат, где иранский бизнес больше всего и представлен. Одноимённая провинция является одной из пограничных зон с ИРИ, а экономическая помощь позволяет предотвратить радикализацию местного населения.
Конечно, ни в коем случае нельзя абсолютизировать цели и достижения Ирана, однако с определенной уверенностью можно заявить, что наряду со странами ШОС Тегеран кровно заинтересован в стабилизации ситуации в Афганистане, т.к. от этого зависит архитектура безопасности всего Среднего Востока и Центральной Азии. Именно через эту призму и выстраивается политика по «афганскому вопросу».
Под «заинтересованностью отдельных внешних игроков» в нестабильности внутри Ирана в первую очередь понимается извечное противостояние с Саудовской Аравией и США, которые используют Афганистан как одну из точек опоры против режима хомейнистов. Так, бывший глава департамента иранского МИДа по Афганистану напрямую усматривал связь между «афганским кризисом» и решением геополитических интересов Вашингтона.
В адрес же Эр-Рияда можно услышать обвинения в подготовке ваххабитов, которые помимо того, что притесняют афганских шиитов-хазарейцев, ещё и совершают вылазки в Иран для подготовки терактов. Саудиты в своей борьбе с Ираном пытаются опереться на белуджей, которые менее всего расположены к Тегерану, т.к. лелеют мечты о едином Белуджистане, который сейчас разделён между Ираном, Пакистаном и Афганистаном.
То, что в последнее время вылазки ваххабитов к иранской границе со стороны Афганистана несколько участились, стоит рассматривать в сумме с возросшей американской активностью на ближневосточном направлении.
На этом фоне использование афганских или пакистанских группировок представляется одним из способов «подёргать» Иран. Делается это отнюдь не только для того, чтобы иранская казна вынуждена была тратить огромные деньги на содержание военной инфраструктуры на своих восточных границах, что затормозит экономическое развитие и усилит протестные начала среди населения на основе несостоятельности социальной политики. Пошатнуть единство иранцев с ментальной, культурно-идеологической точки зрения – вот основная цель. Осуществляется это с помощью различного рода атак на символы и атрибуты иранского режима: теракт в мавзолее имама Хомейни, теракт у здания парламента и т.п.
Сильнее всего подобная активность должна повлиять на «неопределившихся» в своём отношении к власти иранцев. Провокации, происходящие во время споров вокруг будущего СВПД, призваны вынудить Иран совершить несдержанный поступок, один из которых, вероятно, сможет вновь определить Исламскую республику в категорию «стран-изгоев». Чего в Тегеране хотят меньше всего.
Махмад Холиков, студент ГАУГН,
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ
Подписывайтесь на нас в Telegram!