На грани геноцида

, , , , , ,
Фото: Reuters / Emmanuel Braun

Африканский континент является средоточием политически неустойчивых государств, в которых регулярно вспыхивают гражданские конфликты. Большая часть миротворческих операций ООН развернута именно здесь. Однако и миротворчество не способно принести спокойствие на эту часть суши. В список одних из самых неблагоприятных стран Африки, да и мира в целом, входят Сомали, Судан, Зимбабве и Центральноафриканская республика (ЦАР). Именно в ЦАР в ночь на 31 июля 2018 года недалеко от города Сибю были убиты три российских журналиста: Орхан Джемаль, Кирилл Радченко и Александр Расторгуев. Журналисты работали в ЦАР над документальным фильмом.

Случай с российскими журналистами – очередное доказательство того, что ситуация в республике до сих пор находится за гранью приемлемого состояния.

Исторические корни

В 1960 году массовая волна признания африканских колоний независимыми государствами затронула и Центральноафриканскую республику.

Превратившись в независимое государство ЦАР никогда не знала покоя. Руководство этой страны всегда приходило к власти либо на штыках, либо в результате серьезных кризисов. На некоторое время республика даже превратилась империей, а лидер страны, один из самых одиозных диктаторов ХХ столетия Жан-Бедель Бокасса провозгласил себя императором в 1976 году. Частые военные перевороты и гражданские войны – лишь часть бед из истории многострадальной Центральной Африки. Со временем их стали дополнять: гуманитарные катастрофы, бегство жителей из своих домов, коррупция и религиозные разногласия.

Миротворчество и коррупция

Лишившись колонии, Франция продолжила (и продолжает) оставаться ключевым внешнеполитическим игроком в регионе. В частности, в ЦАР развёрнуты французские силы «Сангарис».

Так как ситуация в стране беспокоит всё мировое сообщество, то здесь также базируется одна из крупнейших миротворческих миссий MINUSCA(Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в ЦАР). Помимо этого, здесь действует и Африканский союз (АС). Кстати, именно на основе MISCA(Международная миссия под африканским руководством по поддержке ситуации в ЦАР) и была развёрнута MINUSCA.

К сожалению, результаты работы миротворческих миссий трудно назвать удачными.

Во-первых, MINUSCA была создана ещё в 2014 году, однако за окном уже 2018-й, а «воз и ныне там». Во-вторых, миссия ООН была развёрнута раньше, чем предполагалось. Другими словами, вместо сотрудничества с АС, MINUSCA решила посоперничать с ним (Karlsrud J., The UN At War. Peace Operations in a New Era, 2017), что привело к дополнительным жертвам. В-третьих, ООН стремится в первую очередь поддерживать правительственные круги, несмотря на их высокую некомпетентность и коррумпированность. Это делает миссию Организации оторванной от местного населения.

Сегодня в ЦАР фактически нет единой централизованной власти. Страна раздроблена на бесконечное число общин, регулярно противостоящих друг другу. Правительство республики не в силах объединить страну, так как оторвано от нужд населения.

Мусульмане и христиане

Религиозная вражда стала одним из ключевых факторов кризиса, начавшегося в 2013 году и продолжающегося до сих пор. При этом корни проблемы кроются ещё в колониальной истории Центральноафриканской республики.

В 1903 году современная ЦАР стала французской колонией. Во многом целью политики Франции было желание получить дешёвую, если не бесплатную, рабочую силу. Проводилась насильственная христианизация населения, которая в итоге расколола страну на две части: мусульманскую и христианскую. Сегодня это противостояние Севера, представленного мусульманским населением, и Юга, преимущественно христианского, является одной из острейших проблем республики.

24 марта 2013 года вооружённая мусульманская группировка «Селека» захватила столицу ЦАР Банги и свернула президента Франсуа Бозизе. Его место занял лидер «Селеки» Мишель Джотодия.

Как отмечалось ранее, приход к власти того или иного президента в ЦАР в результате переворота не новшество. Проблема заключалась в самой группировке «Селека». Во-первых, данное движение состояло из разрозненных общин, что привело к ее скорому распаду после прихода к власти Джотодии. Отколовшиеся от группировки банды продолжили террор. Во-вторых, «Селека» в значительной мере состояла из чадских и суданских наёмников, которые активно предпринимали насильственные действия в отношении немусульманского населения. Что естественно со временем вызвало сопротивление в лице движения «Анти-балака», состоящего преимущественно из христиан.

Со стороны «Анти-балаки», как и со стороны «Селеки», последовали расправы. Поэтому многие эксперты считают, что сложившаяся ситуация балансирует на «грани геноцида». Положение усугубляется ещё и тем, что мусульманское население преимущественно ведёт кочевой образ жизни, в то время как христиане – оседлый. Это добавляет к конфликту на религиозной основе и территориальный фактор.

Надо сказать, что «Селека» и «Анти-балака» время от времени распадаются, образуя локальные властные структуры, что ещё больше децентрализовывает управление в ЦАР.

***

Конфликт может быть разрешён только тогда, когда миротворческие силы будут работать, в первую очередь, с местным населением, пытаясь примирить разрозненные общины.

К сожалению, вместо этого миротворцы больше защищают центральные власти в Банги несмотря на то, что коррупция там достигает катастрофически высокого уровня. Кроме того, официальное правительство Центральноафриканское республики слишком сильно зависит от стран-доноров и ведет свою политику в ключе «собирания помощи» из-за рубежа. Некоторые высокопоставленные лица могут пропадать месяцами, что лишь повышает уровень недоверия со стороны граждан. Насущные проблемы страны не решаются.

Сегодня ситуация в ЦАР стремительно ухудшается, что подтвердило и заявление Международного комитета Красного Креста в январе 2018 года. В докладе было подчёркнуто, что на данный момент половина населения страны нуждается в гуманитарной помощи, а каждый пятый житель покидает свой дом, что является самым высоким показателем с 2013 года. Помимо этого, в Центральноафриканской республике зарегистрировано наибольшее число несчастных случаев с гуманитарными и медицинскими работниками, из-за чего местное население не может вовремя получить квалифицированную помощь.

Если продолжать закрывать глаза на коррупцию, бездействие центральных властей, позволять вооруженным группировкам разносить флюиды насилия и жестокости, то жертв будет становиться еще больше. «Грань геноцида» будет преодолена, и никто так и не будет чувствовать себя в безопасности: ни мирный житель, ни чиновник, ни миротворец, ни журналист.

Владимир Тощев, студент ГАУГН,
специально для образовательного проекта по политологии
 PolitIQ

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Все новости