«Все, что не нравится в этой стране, моментально обвиняется в коррупции…»

, , , ,

Чуть более месяца назад Румынию всколыхнули протесты. Тысячи человек выступили против коррупции, выдвигались требования отставки действующего премьер-министра. Полина Вершинина попросила политолога, находившегося в те дни в Бухаресте, прокомментировать ситуацию. Эксперт пожелал скрыть свое имя в целях безопасности.

– В каком направлении будет развиваться протестное движение?

– Никто не знает.

Впереди будут более серьезные протесты, однозначно. Люди долгое время были сердиты, но теперь еще добавляется чувство возмущения и обиды.

Сейчас проводятся многочисленные расследования о протестах 10 августа. Военные прокуроры открыли свое собственное расследование в отношении того, как жандармерия расправлялась с протестующими. Правительство запустило свой собственный комитет для изучения подробностей происшествий. А судебная инспекция начала собственное расследование того, как военные прокуроры следят за расследованием протестов. Пирамида надзора.

– Считаете ли Вы, что эта напряженность между СДП (Социал-демократической партией – прим.)и президентом останется без изменений?

– Определенно. И это будет только усиливаться по мере того, как будут приближаться президентские выборы, которые состоятся в ноябре 2019 года.

– Правительство не хочет ничего менять в отношении своей линии по декриминализации коррупции?

– Нет, они определенно поменяют. Никто не знает, какой план игры сейчас, но они наверняка сделают что-то к концу года. Я предполагаю, что их основная идея – импичмент президента – не сбудется.

– Почему?

– Даже если партнеры по коалиции передумают и попытаются объявить импичмент, у них ничего не получится. Для импичмента нужно, чтобы две трети всех депутатов и сенаторов проголосовало «за», а СДП c«Альянсом либералов и демократов»(ALDE)не имеет такого большинства. Другие партнеры по коалиции СДП вроде бы отказались их в этом поддерживать. В итоге, этот вопрос должен пойти на референдум, на котором у них нет шансов на победу.

– Причиной протестов была коррупция или что-то еще?

Коррупция стала скорее символом в данный момент. В принципе, все, что не нравится в этой стране, моментально обвиняется в коррупции. Она перестала иметь определенное, точное значение много лет назад, и теперь это довольно бессмысленный, но символически мощный термин, сплачивающий всех.

Дискурс стал очень поляризованным: для толпы, выступающей против СДП, между коррупцией и СДП стоит знак равенства и ничего более. Довольно ограниченный взгляд на ситуацию. В свою очередь, сторонники СДП – ленивые бедные люди, которые просто выпрашивают себе хоть какие-то преимущества.

– Кто организует протесты?

– ARE – движение, которое придерживается принципов невмешательства государства, сокращения трат на социальное обеспечение, слабая в идейном плане либеральная оппозиция.

– Будем надеяться, что конфликт каким-то образом достигнет своего разрешения.

– Не достигнет. Лучшее, на что мы можем надеяться, – мирное, но безвыходное положение.

– Помогает ли международное внимание, которое сейчас приковано к ситуации, сделать реакцию властей менее жестокой?

– Безусловно, из-за международного внимания вещи держатся под контролем. Даже СДП знает, что эскалация конфликта – это самоубийство. В конце концов, всем политикам необходимо сохранять фасад респектабельности перед ЕС и НАТО. Без этого весь политический класс теряет свою легитимность, как внутреннюю, так и внешнюю.

Интервью взяла Полина Вершинина, магистрант Central European University, 
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Все новости