Кто никогда не сможет стать главой Ирана? Как народ относится к власти? И что себе может позволить местная «золотая молодежь»? На эти и другие вопросы во второй части текста-впечатления отвечает Махмад Холиков, который более месяца провел в Исламской Республике. И узнал, что значит жить от зарплаты до зарплаты.
Первую часть текста можно прочитать здесь.
«Часто люди изъявляли желание покинуть страну»
Местная власть в Иране не пользуется популярностью. Такой вывод напрашивается сам собой после услышанных мною многочисленных нелицеприятных отзывов и упреков в адрес чиновников.
Часто люди изъявляли желание покинуть страну, хотя и с теплотой отзывались о своей родине. Иранцы не стесняются знакомиться с туристами и «рубить правду-матку».
В Исламской Республике небезопасно говорить о власти публично и распространять «крамолу», однако это не означает, что люди не критикуют устоявшийся режим.
Непринуждённая вечерняя прогулка перед сном может обернуться любопытной беседой в кафе с иранцем, который нарисует объемную картину жизни в стране. Причём остальные люди, слышащие эти «откровения», как правило, не обращают на подобный разговор никакого внимания. Означает ли это то, что народ в целом согласен с обвинениями против власти факихов? Надо сказать, что во всех без исключения разговорах с местными жителями власть представала аутсайдером, объектом, который подвергался серьезной критике.
К примеру, со мной произошел такой случай. В магазине ко мне подошел мужчина средних лет. Разговор начался с классических «Ты откуда?» и «Надолго ли?». Затем мой собеседник достал купюру, на которой изображен Аятолла Хомейни, согнул ее и попытался мне детально показать глаз вождя Исламской революции, описывая его как глаз дикого зверя, неутомимо пьющего народную кровь. На вопрос о справедливости таких аналогий по отношению к одному из рахбаров мой новый знакомый ответил: «Бог мой вождь!».
Недоволен народ и удручающим положением дел в экономике страны. Стабильная заработная плата является такой лишь номинально, курс риала меняется каждый день. В связи с этим распространена практика покупок в долг: товар можно брать бесплатно, покупателя записывают в специальную тетрадку, спустя определенный срок деньги нужно вернуть. Жизнь от зарплаты до зарплаты.
Похожая ситуация с обеспечением и в армии. По словам людей, которые проходили военную службу (два года), «качество питания страдает», из-за водного кризиса не хватает чистой питьевой воды. Надо сказать, власти пытаются решить проблему: строят водосборники, чтобы использовать их в зимние месяцы, когда природа не скупа на дожди.
Кто не спит ночью
Люксовая машина гонит по ночному городу. Никаких правил, никакой безопасности – только желание удовлетворить свою потребность в развлечении. Завидя издалека несущийся на предельной скорости дорогой джип, полицейский заранее пытается отойти подальше к обочине, дабы потом не иметь проблем. Стражу порядка водитель показывает средний палец, ему ничего за это не будет.
Знакомый сюжет? Как это часто бывает, веселящаяся «золотая молодежь» – концентрированное выражение пороков элиты. Исламская Республика – не исключение.
Пока местные «мажоры» разъезжают на дорогих авто, большая часть населения ездит на местном подобии «Жигулей» (при этом российское авто выглядит презентабельнее). В Тегеране очень много салонов производителей элитных марок автомобилей, однако днем на дорогах их не увидишь. Может быть, все дело в том, что дети богатых и влиятельных родителей начинают свою жизнь только ночью?
Страна шиитов
Государственная религия Ирана – ислам шиитского толка. Сунниты в Исламской республике – меньшинство, которое сталкивается с некоторыми ограничениями политического характера. К примеру, суннит не может стать главой государства. В тех областях страны, где сунниты составляют большинство населения, на вершинах власти все равно находятся шииты.
У суннитов существует лишь одна возможность пополнить ряды бюрократов – стать муниципальным чиновником. Дальше «взбираться» уже нельзя.
***
Частная вечеринка. Иностранка, пытаясь соблюдать местные традиции, оделась скромно, укуталась в платок. Откровенно и со вкусом одетые девушки-иранки, участницы вечеринки не оценили стиль гостьи и даже посмеялись над ней.
Такие случаи – не редкость. Разумеется, иностранную туристку никто не хотел оскорбить. Смех является всего лишь реакцией на двумерную иранскую реальность, в которой с одной стороны – телевизионная картинка, пропаганда и официоз, а с другой – реальное положение дел и не слишком чистые нравы.
Создается впечатление, что большей части населения наплевать на официальную идеологию. И не сегодня, так завтра народное возмущение может вылиться «через край властных берегов».
Исламская революция произошла 40 лет назад. Складывается ощущение, что и сейчас ситуация в стране предреволюционная.
Махмад Холиков, студент ГАУГН,
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ
Подписывайтесь на нас в Telegram!