Возможно ли сближение Турции и Европы?

, , , ,
Возможно ли сближение Турции и Европы?

В первой половине октября европейский вектор стал доминировать в турецкой внешней политике.

Начиная с конца сентября президент Турции Реджеп Эрдоган посетил Германию, Венгрию, Молдову. В это же время министр иностранных дел Турецкой республики Мевлют Чавушоглу встретился со своим французским коллегой Жан-Ивом Ле Дрианом, а также принял в Анкаре главу дипломатии Нидерландов Стефа Блока.

Такая активность на европейском направлении может рассматриваться как желание восстановить отношения с ЕС. Взаимодействие Турции и Европы пошло на спадпосле обсуждения путей решения миграционного кризиса 201года. В результате, у Турции ухудшились отношения с такими государствами как Австрия, Германия и Нидерланды.

На сегодняшний день появились условия, которые позволяют изменить ситуацию. Во-первых, в странах, с которыми были испорчены отношения, завершились электоральные циклы, что с точки зрения внутренней политики снижает ценность разыгрывания «турецкой карты». Неактуальность предвыборной мобилизации позволяет снизить напряжение вокруг Турции.

Во-вторых, внешний неблагоприятный фон для Турции и европейских государств подталкивает к переосмыслению сотрудничества. Прежде всегоречь идёт об ухудшении отношений с США, которые являются важным партнёром как для Европы, так и для Турции.

Главными пострадавшими от односторонних решений Вашингтона, принятых в 2018 году, стали именно Турция и европейские государства. Отказ президента США ДональдаТрампа от ядерной сделки с Ираном нанёс урон и по европейским компаниям, которые имели большие планы по расширению своего бизнеса,и по Турции, вынужденной покупать энергоресурсы у Тегерана. Показательным в этой связи является спор Трампа с Эрдоганом и канцлером ФРГ Ангелой Меркель, в котором американский политик упрекал своих коллег в покупке российского газа.

Не добавило оптимизма и решение Штатов ввести пошлины на экспорт в страну алюминия и стали.Такое игнорирование интересов своих партнёров со стороны Вашингтона может привести к поиску альтернативных решений,одним из которых является укрепление двусторонних отношений между Турцией и ЕС. Стоит напомнить, что по такой же причине сложились благоприятные условия для формирования триумвирата Иран-Россия-Турция, существующего в рамках сирийского урегулирования. Поэтому логичным выглядит состоявшееся в Анкаре впервые за три года августовское заседание группы по реформам в русле процесса вступления Турции в ЕС.

В-третьих, стороны уверены в необходимости переформатирования внешней политики.

Изменения турецкого внешнеполитического курса были связаны с началом «арабской весны», но данная трансформация произошла не до конца.Некоторые аспекты международных отношений перестали вписываться в новое представление Турции о «правильной» мировой политике. Отношения с Европой являются одним из таких противоречий. Причиной такой неоднозначности является непонимание Турцией роли европейского направления в собственной внешней политике. Отсюда и возникает «биполярное расстройство» в отношениях: очень быстрая смена парадигм относительно взаимодействия с Берлином и Брюсселем.

Европейский союз пока только осмысляет необходимость подобной трансформации. Осмысление проявляется в рассуждениях о необходимости реформы ЕС и появления у этого интеграционного проекта своей армии.Реальные шаги в таком направлении могут вызвать изменение основ курса европейской внешней политики. Схожесть долгосрочных задач делает важным определение новых принципов взаимодействия между Европой и Турцией. Не менее важной задачей является включение этих принципов в складывающиеся представления о роли этих субъектов с точки зрения глобальных системных трансформаций.

Сближение между сторонами возможно. Но оно требует больше прагматизма как от европейских государств,так и от Турции. Жёсткие заявления на болезненные темы (о поддержке Рабочей партии Курдистана и о вмешательстве во внутренние дела европейских стран через турецкую диаспору) делают такое сближение менее вероятным.

Мирильяс Агаев, аспирант Института философии РАН,
специально для образовательного проекта по политологии
 PolitIQ

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Все новости