4 ноября жители Новой Каледонии – французской заморской территории – решали продолжать ли им жить там или в новом независимом государстве. Эммануэль Макрон назвал итог референдума «гордостью для Республики». В прошлую субботу глава государства принял участие в четырехстороннем саммите по вопросам сирийского урегулирования.
Комментарии:
В минувшее воскресенье жители Новой Каледонии – заморской французской территории – на референдуме отвечали на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Новая Каледония получила полный суверенитет и стала независимой?» Работали 270 избирательных участков, поучаствовать в плебисците могли 174 тысячи жителей островов, имеющих право голоса. По итогу, против независимости проголосовали 56,4 %.
Президент Макрон не стал скрывать эмоций. В своем микроблоге в Twitter глава государства отметил: выбор жителей Новой Каледонии позволяет обратиться к светлому будущему, этот исторический шаг является большой гордостью для Республики.
Подобные случаи в истории заморских территорий Французской республики в прошлом случались уже не раз. Только исход был другой.
В 1980 году в результате референдума независимость от Франции получило Вануату (находится в Океании); в 1977 году от метрополии отделилось африканское Джибути.
Согласно принципам заключенного тридцать лет назад Нумейского соглашения, через два года после проведения первого референдума можно будет провести вторую консультацию с народом. Если новокаледонцы вновь скажут «нет» независимости, то третий референдум может быть запланирован также в течение двух лет. «Если ответ будет по-прежнему отрицательным, политические партнеры соберутся для рассмотрения сложившейся ситуации», – уточняет текст документа.
Многие эксперты, комментируя итоги референдума, считают, что жители островов сказали Франции «да» по экономическим причинам. Дело в том, что ежегодно Париж перечисляет своей заморской территории порядка €1,3 млрд, что составляет более 13% ВВП Новой Каледонии.
***
Еще до начала саммита 27 октября французский президент высказал свою позицию по самой актуальной проблеме сирийского кризиса – Идлибу:
«Франция намерена в любом случае содействовать продолжению режима прекращения огня в Идлибе с тем, чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу и новую массовую волну беженцев…»
На самой встрече Эммануэль Макрон обратил внимание на то, что сам политический строй внутри Сирии является, строго говоря, делом самого сирийского народа, однако «необходимо создать условия для принятия решения». Именно поэтому какая-либо военная операция невозможна. Также зашла речь о том, что основные приоритеты Франции – борьба с терроризмом и оказание гуманитарной помощи.
Выступление французского президента было в том числе посвящено и проблеме сирийского конституционного комитета. В частности, Макрон говорил о том, что комитет должен приступить к работе до конца года. Результаты работы комитета должны стать частью полного урегулирования конфликта в арабской республике.
Затем французский лидер призвал объединить усилия всех групп по Сирии.
«Сейчас, с одной стороны, работают члены астанинского формата, с другой – США и другие члены «малой группы». Важно, чтобы они действовали скоординировано».
София Макеева, студентка ГАУГН,
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ
Подписывайтесь на нас в Telegram!