5 ноября США вновь усилили санкции против Ирана. Шаги в данном направлении были предприняты ещё весной, поэтомуновый раунд ограничительных мер неожиданностью ни для кого не стал. Однако на этом определённость заканчивается.Такие меры кажутся двойственным средством, так как одна группа стран от решения Вашингтона выиграла, а другая проиграла.
Роль санкций в политике США на Ближнем Востоке начинает размываться. Если раньше санкции рассматривались как средство давления на вражеские государства, то сейчас их роль усложнилась.
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с санкциями против Саудовской Аравии и Турции.
Официально 2 ноября США и Турцияобоюдно сняли санкции друг против друга.Важно,что процесс нормализации отношений проходил на президентском уровне, что говорит об отсутствии умысла рассматривать санкции в качестве средства изоляции Анкары.После признания Саудовской Аравией факта убийства журналиста Дж. Хошкаджи Вашингтон раскритиковал действия Эр-Рияда. Были введены символические санкции, как в случае с Турцией, но реального уронаотношениям с Саудовской Аравией нанесено не было.
На основании этих примеров можно сформулировать характеристики новой американской санкционной политики в ближневосточном регионе. Во-первых, санкции используются как катализатор, создавая ложный эффект активизации двусторонних отношений, хотя дальше возвращения к status quo события не развиваются. Во-вторых, США и лично Дональд Трамп оказываются заложниками своего статуса, когда нельзя игнорировать определённые действия союзников.В то же время ответная реакция Вашингтона может осложнить отношения с дружественными странами, подталкивая их к союзу с Россией и Китаем. В-третьих, санкции затрагивают самую незначительную областьсовместной деятельности, не приобретают глобального характера. В-четвёртых, рестрикции против союзников на Ближнем Востоке не умаляют роль последних во внешней политике США и даже могут улучшить их положение. В случае с Турцией это проявляется в попытке обратить внимание Анкары на возможные компромиссы. Возможно, Белый Дом начал понимать, в чём сходятся интересы двух государств. В случае с Саудовской Аравией Соединенные Штаты могут приобрести новые рычаги давления на Королевство, учитывая возможное снижение поддержки наследного принца Мухаммеда ибн Салмана внутри страны.
Если в глобальном смысле слабость антииранских санкций проявляется в том, что отсутствует единство по отношению к ним со стороны членов ЕС, то с точки зрения раскладов на Ближнем Востоке Вашингтон попытался это единство сохранить. Сделано это было путём введения исключений для некоторых государств, которым разрешается покупать иранскую нефть в течение 6 месяцев с обязательством сокращения её потребления. В их число вошли Греция, Индия, Италия, Китай, Тайвань, Турция, Южная Корея, Япония. В данном списке выделяется присутствие Турции – единственной ближневосточной и граничащей с Ираном страны. Важность её включения в этот список для США усиливается отсутствием Германии и выбором среди членов ЕС государств Южной Европы (Греции и Италии), которые могут быть связаны с Турцией энергетическими проектами.
«Список исключений» демонстрирует стремление США к формированию баланса сил по отношению к союзникам. И вполне возможно, что это решение окончательно завершит эскиз под названием «внешняя политика США при Дональде Трампе». Если элемент протекционизма активно демонстрировался и до этого, то стремление сохранить баланс сил и готовность работать со всеми союзниками показываются только сейчас. США пытаются уменьшить количество союзников, которые в период президентства Трампа получали только негативные сигналы.
Такая ближневосточная политика и является наиболее актуальной. Решение Трампа сделать исключение для Анкары является первым положительным эпизодом в американо-турецких отношениях после вступления в должность 45-го американского президента. Как было сказано выше, все изменения до этого были связаны с возвращением к status quo, но кардинально положение Турции не улучшали. Санкции против Анкары были введены при Трампе, хотя пастор ЭндрюБрансон был задержан ещё в период каденции Барака Обамы. Это негативно отражалось на положении Турции, так как другие дружественные США государства (Израиль и Саудовская Аравия) находились в более выгодном положении. Этим США подтверждали их важность как союзников. Турция же долгое время была не только в стороне от подобной «дружбы», но и находилась в оппозиции к Штатампо вопросам статуса Иерусалима и сирийского Манбиджа.
Убийство журналиста Дж.Хошкаджи стало толчком к переосмыслению США своей политики на фоне трудностей во взаимодействии с Саудовской Аравией. По сути, Штатам сейчас приходится маневрировать, уравновешивая свою политику в регионе. Сохранять равновесие возможно через включение Турции в процессы, в которых заинтересованы Соединенные Штаты.
Происходит столкновение двух треугольников: Иран-США-Турция и Саудовская Аравия-США-Турция. США формально добились освобождения пастора при сохранении репутации Турции. В свою очередьТурция продолжила закупать иранскую нефть на фоне санкций и смогла начать стабилизацию курса турецкой лиры к доллару. На 7 ноября курс составлял 5,33 турецких лиры за доллар (до роста валюты 7 августа курс составлял 5,24 турецких лиры за доллар, максимальное падение турецкой валюты было зафиксировано 13 августа – 6,88 турецких лир за доллар).
На этом фоне США призывают все заинтересованные стороны (в том числе саудитов) перейти к переговорам в Йемене.В Сирии же США и Турция начали совместную реализацию дорожной карты по Манбиджу. Такие решения могут рассматриваться как попытка легитимации присутствия США в районе самых острых ближневосточных конфликтов.
Возвращение антииранских санкций и внешний фон могут иметь далеко идущие последствия для США. Охлаждение к инициативам Саудовской Аравии, шаткое положение Мухаммеда ибн Салмана и активное стремление Вашингтона к сотрудничеству с Турцией – это те процессы, которые могут поменять положение США в ближневосточном регионе. В эти рамки вписывается изменение отношения Вашингтона к Турции с пассивно-агрессивного при госсекретаре Рексе Тиллерсоне на динамичное и заинтересованное при его преемнике Майкле Помпео.
Мирильяс Агаев, аспирант Института философии РАН,
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Все новости