Усиление раскола. Чем закончились промежуточные выборы в США?

, , , , ,

Демократы получили большинство в Палате представителей, однако Сенат остался за республиканцами, что только обострит партийные противоречия и усилит противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти.

6 ноября в США состоялись промежуточные выборы в Конгресс. Палата представителей переизбиралась полностью (435 мест), в Сенате же «разыгрывалось» 35 из 100 мест. Вместе с выборами в Конгресс прошли выборы в законодательные собрания 46 штатов, а также были избраны 39 губернаторов. Кроме того, в 37 штатах состоялись референдумы, на пяти из которых (в Мичигане, Миссури, Северной Дакоте, Оклахоме и Юте) решался вопрос легализации употребления марихуаны в медицинских или рекреационных целях.

По итогам выборов демократы вернули контроль над Палатой представителей, закрепив за собой 227 мест (для простого большинства достаточно 218 мест). Республиканцы сохранили за собой Сенат, получив 51 место, что является достаточным для контроля над верхней палатой.

Успех демократов не вызывает сомнений. Им удалось отвоевать у республиканцев 34 места, запустив так называемую «промежуточную волну» (mid-term wave). Этим термином в США обозначают крупный успех партии, сумевшей на промежуточных выборах получить большое число мест и взять под свой контроль одну или обе из палат американского парламента.

Окрестив предстоящие выборы «референдумом против Трампа», демократы на волне успехов кампании #MeToo, а также движения за ужесточение контроля за оружием получили возможность серьезно осложнить Дональду Трампу вторую половину его президентского срока. Теперь нижняя палата Конгресса сможет выдвигать «прогрессивные» законопроекты, касающиеся иммиграции, увеличения социальных пособий нуждающимся или усиления налоговой нагрузки на обеспеченные слои населения.

Демократы уже пообещали с новой силой возобновить расследование по поводу вмешательства России в президентские выборы 2016 года в США, а также открыть дела в отношении членов администрации Трампа. Ближайший кандидат – министр внутренних дел Райан Зинке (Ryan Zinke). Его демократы обвиняют в использовании занимаемого поста в корыстных целях (развитие собственного бизнеса). Кроме того, простого большинства в Палате представителей достаточно для того, чтобы начать процедуру импичмента в отношении президента. Теперь многое будет зависеть от того, как будет продвигаться расследование связей Трампа с российскими политиками во время президентских выборов.

Фото: CNBC

«Мы наливаем законодательство в сенатскую тарелку, чтобы охладить его», – эти слова, приписываемые первому президенту США Джорджу Вашингтону точно отображают реалии системы сдержек и противовесов в Соединенных Штатах. Стоит напомнить, что начатая Палатой представителей процедура импичмента должна получить одобрение минимум 2/3 членов Сената (66 человек). Вероятно, именно этот нюанс позволит Трампу отработать свой президентский срок до конца.

Сохранив сенатское большинство, республиканцы продолжат утверждать предлагаемых Трампом кандидатов на судебные и правительственные должности. Особенно усилится влияние республиканцев на судебную власть; президент уже утвердил 84 судей в федеральные суды, включая двух судей Верховного суда. В настоящее врем соотношение между «консервативными» и «либеральными» судьями в Верховном суде – 5:4. Демократы должны надеяться, что оставшиеся четверо «либеральных» судей будут пребывать в добром здравии как минимум до окончания каденции Трампа на посту президента. Ведь в случае смерти одного из судей Верховного суда президент выдвинет новую, наверняка «консервативную» кандидатуру, которая затем будет одобрена сенатским большинством.

Учитывая идеологическую разобщенность демократов и республиканцев, можно быть уверенным в том, что законодательный процесс станет еще более сложным.

Трамп не проявляет большой склонности идти на компромисс с демократами, а последние будут использовать открывшиеся возможности, чтобы на следующих выборах к власти пришел представитель их партии. Республиканцы же, в свою очередь, будут делать всё от них зависящее, чтобы начатые Трампом реформы никуда не исчезли и после 2020 года. Конгресс продолжит оставаться одним из очагов нестабильности в американской внутренней политике.

Алиса Цаава, магистрант Central European University, 
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Все новости