Эксперты призвали РФ к более активному сотрудничеству с Китаем

, , , , , ,
В МГУ имени М.В. Ломоносова 22 ноября прошел круглый стол «Восточный вектор российской государственной политики: вызовы и возможности».

В МГУ имени М.В. Ломоносова 22 ноября прошел круглый стол «Восточный вектор российской государственной политики: вызовы и возможности». На нем впервые был представлен доклад, подготовленный экспертами Центра изучения кризисного общества «Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи». Научным руководителем доклада выступил заведующий кафедрой государственной политики МГУ, доктор политических наук В.И. Якунин.

Доклад «Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи» доступен для скачивания на сайте Центра изучения кризисного общества

Основной фокус исследования доклада сосредоточен на исследовании китайской инициативы «Экономический пояс шелкового пути» (ЭПШП). Как отметили участники круглого стола, КНР, будучи самой густонаселенной страной и одним из лидеров ВВП, существенно нарастил военный потенциал и готов к более активному участию в глобальной политике. Это создаст напряженность между КНР и США, чье руководство давно рассматривает китайскую сторону как основного конкурента.

Суть этой китайской инициативы состоит в создании новой модели международного сотрудничества на основе продолжения древнего Шелкового пути. Китай вырабатывает новые механизмы такого экономического партнерства с большим числом государств по всему миру.

В докладе, представленном на круглом столе, дан подробный анализ ЭПШП как с позиции интересов КНР, так и РФ. По мнению экспертов, на фоне углубляющегося российско-китайского сотрудничества и общего геополитического конкурента в лице Запада, созданию нового Евразийского экономического пространства нет альтернативы.

Один из ключевых выводов представленного доклада заключается в том, что России следует воспользоваться заинтересованностью набирающего силу Китая в сотрудничестве, использовать его мощный потенциал в интересах собственного развития.

«Нам есть чему поучиться у наших китайских коллег и партнеров, – отметил В.И. Якунин.

Раз заявив о начале глобального проекта, китайцы последовательно его реализуют, невзирая на помехи со стороны других стран». По мнению В.И. Якунина, стратегическое партнерство России с Китаем подразумевает совпадение целей и необходимость постоянной, каждодневной работы. Для этого необходимо уделить особое внимание подготовке  специалистов, которые смогут работать на таком уровне. С этой целью кафедра государственной политики факультета политологии МГУ и фонд целевого капитала «Истоки» выступили инициатором Образовательной программы по политологии PolitIQ, в рамках которой отбираются талантливые студенты-политологи, и им предоставляется возможность получить дополнительные знания в зарубежных университетах.

Как отметил руководитель авторского коллектива доклада А.В. Лукин, китайцы, несомненно, всегда стараются продвигать свои интересы (строят за свои деньги, своими компаниями и с применением своих технологий), поэтому, не принимая встречных активных усилий, можно получить существенный ущерб национальным интересам. «Но китайцы – очень договороспособные партнеры, намного более гибкие, чем Запад и США, – продолжил он. Поэтому, когда они принимают четкий сигнал от партнера о защите национальных интересов, они его воспринимают. Так было, например, в случае с сопряжением ЭПШП и ЕАЭС. Буквально за несколько месяцев до того, как лидеры наших стран подписали соответствующий документ в мае 2015 года, на международной конференции в Казахстане практически все китайские эксперты высказывались однозначно против сопряжения ЭПШП и ЕАЭС, отдавая предпочтение формату двустороннего сотрудничества. Буквально за несколько месяцев ситуация изменилась, и это можно считать успехом переговоров. Китайцы поняли, что лучше иметь одну таможенную границу у партнеров, чем несколько», заключил А.В. Лукин.

Советник Президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции С. Ю. Глазьев по этому вопросу добавил, что у России есть инструменты защиты своих интересов. «Мы пока не говорим о создании зоны свободной торговли с Китаем, так как к этому не готовы. У России есть проблемы и во взаимодействии с китайскими финансовыми институтами: наши банки развития – просто карлики по сравнению с их китайскими аналогами. Надо изменять ситуацию через участие в международных банках развития».

По мнению китайского профессора Ли Синя, также одного из соавторов доклада, Россия и Китай имеют хорошие перспективы строительства новой политики на евразийском пространстве, в том числе путем выдвижения Россией и другими евразийскими странами своих встречных инициатив. В качестве хороших примеров он привел российскую инициативу Трансевразийский пояс «RAZVITIE» и монгольскую инициативу «Степной путь».

Кроме того, Россия может решить вопрос с региональной безопасностью, который для реализации ЭПШП является одним из ключевых. Именно на глобальном и военно-политическом уровнях РФ с КНР имеют больше точек совпадения и общих интересов, чем на менее развитом торгово-экономическом пространстве. Чтобы полностью нейтрализовать угрозы международного терроризма, одних китайских ресурсов явно недостаточно, особенно с учетом проникновения боевиков ИГИЛ в Афганистан и потенциальные зоны прохождения ЭПШП.

Однако российская сторона должна понимать, что ЭПШП – не интеграционный проект, а глобальная инициатива, которая направлена на запад, восток и юг. Она позволяет объединить усилия России и Китая в высокотехнологической сфере, в сфере транспорта, инфраструктуры, сельского хозяйства, финансов.

 

 

Все новости