Минувший четверг приготовил для экспертов «холодное» дипломатическое блюдо: вышел традиционный доклад Мюнхенской конференции по безопасности. Россия играет деструктивную роль, Китай становится мощнее – ничего нового. «Горячие» блюда, как это принято в мировой политике, были преподнесены Ближним Востоком. Израиль провел масштабную спецоперацию в Сирии и потерял сбитым один военный самолет.
- На край пропасти с замиранием сердца
Зачем нужны регулярные международные «слеты» политической, дипломатической и экспертной элиты? Для того, чтобы зафиксировать происходящие в мировой политике процессы (часто фиксировать приходиться одно и то же).
На прошлой неделе вышел еще один такой «status quo – документ» – ежегодный доклад Мюнхенской конференции по безопасности с названием, не внушающим оптимизма («На край пропасти – и обратно?»). Специально для PolitIQ его краткое содержание подготовила Софья Падерина.
Пожалуй, уже все, кто мог это сказать, сказали: мы живем в удивительное время. Техника, технология производства техники, возможности человека (особенно, если этот человек – Илон Маск) меняются слишком быстро. Новостей слишком много, одним из символов прошлого года стали так называемые fake news.
С иной, небыстрой, скоростью меняется ситуация в международных отношениях. Можно возразить: как же «с небыстрой», когда она только и делает, что меняется? Сколько всего за четверть века произошло?! Настоящая мелодрама от создателей международного порядка: «медовый месяц», не пройденная временем проверка чувств и, наконец, «развод и девичья фамилия». Крым, Донбасс, санкции, обострение обстановки на Корейском полуострове, Сирия и Трамп – этого что, мало?
Достаточно. Чтобы понять: качественных изменений происходит мало. Несмотря на создание PESCO, Европа по-прежнему ждет от США гарантий «зонтичной» безопасности, Китай уже больше 20 лет «обретает силу», а Россия за это время, согласно терминологии многих западных политиков, «демократии училась-училась, да так и не выучилась».
Важно обратить внимание всего на два процесса и одну деталь – самую важную. Процесс первый. Мир столкнулся с терроризмом – разноликим, но одинаково опасным (и ставшим причиной войн XXI века). Процесс второй. Внешнеполитические приоритеты стран и целых континентов стала определять такая проблема как миграция (рост популизма во многом связан именно с этим процессом).
И, наконец, та самая деталь. «Главная геополитическая катастрофа XX века» действительно оказалась катастрофой. Но не из-за того, что «страну развалили» и так далее (см. политические передачи по РЕН ТВ). Оказалось, что жить без врага оказалось невозможно. Опереться становится не на что. Воевать – не торговлю развивать. Слишком скучно.
Поэтому на краю пропасти мы оказались вместе с распадом СССР. Двигаться обратно нужно было в 1990-е и нулевые. Сейчас человечество находится в состоянии, характерном для героев американских мультфильмов: мы уже над пропастью. Осталось лишь посмотреть в лицо зрителю и провалиться в скалистое небытие.
Но жизнь есть и там. Только какая она?
- Не шутите с Израилем
Вражда Израиля и Сирии, арабов и евреев – это притча во языцех. С семейством Асад ни один израильский премьер не ладил, и Биньямин Нетаньяху – не исключение.
На прошлой неделе еврейское государство бомбардировало владения Дамаска дважды. Первый раз – в середине недели – был уничтожен военный объект вблизи сирийской столицы, во второй раз – на выходных – Израиль лишил иранские войска в Сирийской республике беспилотника, а затем нанес удар по еще 12 военным объектам, поплатившись за это своим военным самолетом. Пилоты катапультировались.
С самого начала сирийского конфликта было принято считать: Израилю выгоден status quo. Враждебный Асад «грызется» с исламистами и оппозицией, Голанские высоты находятся в относительном спокойствии (Дамаску не до территориальных споров).
Международные переговорщики как бы забыли про Израиль. Женева, астанинский процесс, турецкое противостояние с курдами – причем здесь Израиль?
Сочинский конгресс сирийского народа положил начало политическому процессу в испещренной войной республике. На очереди – годы урегулирования, не последнюю роль в котором будет играть Иран, являющийся главным врагом еврейского государства. Соблюдены ли интересы этого государства?
Отнюдь. Да, в зону деэскалации на юге Сирии командированным иранским военным было рекомендовано не дислоцироваться. И какой в этом толк, если вооруженное присутствие Исламской республики в Сирии лишь набирает обороты?
Случайности не случайны. В любом плане сирийского урегулирования должны быть упомянуты интересы Израиля. Если этого не будет, то национальные интересы Эрец-Исраэль будут соблюдаться по факту – без обязательной опоры на международное право. Никто не ожидал, что Турция собьет российский бомбардировщик. Никто не ожидает, что Израиль начнет сбивать турецкие самолеты (ну а вдруг?).
Сторона, загнанная в угол, способна на непредсказуемые поступки, способные разрушить хорошо выстроенную, обговоренную всеми схему. Понятно, что Иран не уйдет из Сирии. Но он может вывести свои войска, оставив лишь некие секретные военные соединения, частично уменьшив опасения израильского военно-политического истэблишмента.
Любое международное политическое соглашение по Сирии, составленное без учета интересов Израиля, с большой долей вероятности будет обречено на провал. Потому что с Израилем лучше торговать и сотрудничать, а не «шутить». На темы национальной безопасности.
Роман Колесников, политолог,
специально для образовательного проекта по политологии PolitIQ
Все новости